Создание музыки

Синтезаторный бас: Полное руководство

Синтезаторный бас: Полное руководство

Синтезаторный бас стал неотъемлемой частью современной музыки.

От грувового ретро-синти-попа до душераздирающего EDM — вы должны знать свое дело, если хотите создать убийственный звук синт-баса. Но не парьтесь! Программирование собственных синт-басовых звуков может показаться темным искусством, но не бойтесь! Даже если вы новичок, вы все равно сможете создать несколько сочных синт-басовых тонов с помощью небольшого количества ноу-хау.

Итак, давайте погрузимся в процесс и рассмотрим лучшие стили синт-баса и способы их создания.

The 808 Sub

Если вы не слышали о саб-басе, то, скорее всего, вы живете под камнем и упускаете, возможно, самый основополагающий звук синт-баса в целом! Саббас стал настолько культовым, что его называют «808», по имени его создателя, легендарной драм-машины Roland TR-808.

Модель 808 выпускалась всего два года, начиная с 1980 года, но она оставила после себя такое большое наследие, что может заставить вашу голову кружиться быстрее, чем виниловая пластинка! Его фирменные звуки можно услышать во всем рэпе и хип-хопе, и даже в современной поп-музыке.

К счастью, если вы хотите почувствовать бас в груди и саб в багажнике, сделать это не так уж сложно.

Как создать 808 Sub Bass

Бас 808 прост в изготовлении, но при этом доставляет огромное удовольствие. В оригинальном ударном барабане 808 использовалась синусоидальная волна, которая представляет собой самую простую форму волны — у нее только одна частота, но эта частота набирает силу в самых низких октавах.

Самое приятное, что вам не нужно быть мастером саунд-дизайна, чтобы создать свой собственный саб-бас 808. Просто возьмите любой синтезатор, создайте резкую огибающую с синусоидой, поиграйте в диапазоне C0-C2, и вуаля! Вы получите этот бьющий в грудь и трясущий задницу бас в мгновение ока.

Если у вас есть синтезатор без сплошной синусоиды, вы можете использовать фильтр низких частот на треугольной волне.

Minimoog Model D

Если вы любитель синтезаторов, то вы должны отдать должное «ОГ» портативных синтезаторов — Model D. Эта аппаратная легенда появилась на сцене в 1971 году и навсегда изменила игру, став первым синтезатором с портативной клавиатурой.

Уникальная конструкция фильтров Боба Муга дала ему густой и теплый звук, который был просто сумасшедшим для того времени. Кроме того, так получилось, что он идеально подходил для жирных, сочных басовых тонов синтезатора.

Как создать звук Minimoog Model D

Итак, вы хотите получить мясистый басовый звук Minimoog, но у вас нет Minimoog? Не волнуйтесь, вы можете получить его с помощью любого синтезатора, имеющего пилообразный и квадратный осцилляторы. Дело вот в чем: создание такого звука требует определенных усилий. Вы не можете просто набросать старый патч и надеяться на лучшее. Нужно уделить внимание деталям.

Начните с двойных пилообразных осцилляторов и поэкспериментируйте с их подстройкой, чтобы получить тот самый знаковый густой тон. Или, если вы чувствуете себя квадратным, вы можете использовать квадратную волну для другого звучания. Затем поработайте с огибающими. Вам нужна быстрая атака и короткое затухание.

Я часто предпочитаю держать фильтр около нуля, а величину контура — примерно на полпути. При этом вы получите резкий переходный процесс в начале и более плотные низкие частоты в хвосте.

Wobble Dubstep Bass

А, печально известный дабстеп-бас! Его происхождение уходит корнями в начало 2000-х, когда дабстеп был лишь отблеском гаражной сцены Великобритании. Диджеи и продюсеры экспериментировали с новыми способами заставить бас-линии звучать еще более гнусаво и разрушительно. И вот на свет появился воббл-бас.

Легенда гласит, что продюсер по имени Каспа возился с синтезаторами, когда случайно повернул ручку слишком сильно. Внезапно басовая линия начала вихлять и пульсировать так, как никто никогда раньше не слышал. Могу только представить, что реакция была примерно такой: «…мерзость!». Так дабстеп-вибробас был явлен миру.

По мере того как звук набирал популярность, производители начали совершенствовать и улучшать технику. Они обнаружили, что эффект колебаний достигается путем модуляции частоты среза фильтра низких частот с помощью быстрого LFO (низкочастотного осциллятора). Это заставляло басовую линию «колебаться» вверх и вниз по тону, создавая тот самый фирменный звук, от которого поклонники дабстепа до сих пор сходят с ума.

Как создать басовый звук Dubstep Wobble

Для создания культового дабстеп-басового звука вам понадобится синтезатор как минимум с двумя осцилляторами, фильтром и LFO.

Начните с выбора пилообразной волны на первом осцилляторе и квадратной волны на втором осцилляторе. Установите низкий срез фильтра и высокий резонанс, чтобы создать глубокий, жужжащий звук. Затем назначьте LFO на срез фильтра синтезатора, чтобы модулировать его, и установите частоту в соответствии с темпом вашего трека.

Самое замечательное в дабстеп-басе — это его гибкость, которая позволяет экспериментировать с различными формами LFO, такими как квадратная или треугольная волна, для достижения различных моделей колебаний. Вы также захотите отрегулировать глубину LFO и огибающую фильтра, чтобы точно настроить звук по своему вкусу.

Кислотный бас

Кислотный бас

Подобно тому, как 808-й породил хип-хоп и трэп, Roland TB-303 дал начало гипнотическому и психоделическому звуку, известному как кислотный бас. Изначально созданный как вспомогательный инструмент для гитаристов и клавишников, монофонический синтезатор не смог произвести фурор после своего дебюта в 1981 году, что привело к появлению большого количества доступных подержанных устройств в середине 1980-х годов.

Однако экспериментальные электронные продюсеры поняли его нераскрытый потенциал и использовали его гипнотическое звучание для создания фирменных, воющих басов эйсид-хауса. Сегодня влияние TB-303 на электронную музыку, особенно на техно и эйсид-хаус, остается неизмеримым, а его уникальный звук по-прежнему можно услышать в бесчисленных треках.

Секретный соус кислотного баса заключается в характерном тембре, создаваемом фильтром. В Roland TB-303 использовался фильтр в виде диодной лестницы, что отличало его от легендарного фильтра Боба Муга — транзисторной лестницы.

В результате звук получался хлюпающим, кислотным, контрастирующим с гладкими, сливочными звуками фильтра Moog. Кроме того, 303-я модель не была предназначена для живого исполнения, поэтому продюсеры должны были предварительно программировать свои треки.

Однако смекалистые авторы добавляли экспрессии своим композициям, играя с уровнями резонанса и отсечки, добавляя нюансы и характер запрограммированным фразам.

Как создать кислотный бас

Создать кислотный звук обманчиво просто. С помощью пошагового секвенсора и умения программировать вы сможете создать идеальную басовую линию. Главное — подобрать правильные настройки огибающей, с быстрой атакой, средним затуханием/задержкой и коротким отпусканием.

А если в вашем распоряжении нет секвенсора, вы все равно можете добиться желаемого эффекта, подавая MIDI-сигналы с компьютера напрямую на синтезатор. Это минималистский подход, который доказывает, что иногда меньше — значит больше, когда речь идет о создании идеального кислотного звука.

Если вам нужен тот неповторимый тембр фильтра, который может обеспечить только Roland TB-303, в вашем распоряжении есть несколько вариантов.

Вы можете поискать в интернете винтажный прибор или приобрести одну из многочисленных аппаратных или программных эмуляций, но если это невозможно, есть способы приблизить звук. Если вы побалуетесь с настройками вашего фильтра, это может дать интересные результаты, а поиск идеального уровня резонанса оживит вашу басовую линию.

Главное — найти ту точку, которая дополнит ритм и фразировку вашего трека.

FM-бас

FM-бас

Басовый тембр FM — неотъемлемая часть поп-хитов 80-х годов. Его корни уходят в несколько надежных пресетов на синтезаторе Yamaha DX7. Этот новаторский инструмент произвел революцию в музыкальном мире, сделав синтез с частотной модуляцией, иначе известный как FM, доступным для широкой аудитории.

От «Take on Me» группы A-Ha до «Danger Zone» Кенни Логгинса — этот культовый басовый звук стал основой бесчисленных хитов, вошедших в чарты. А кто может забыть призрачную мелодию главной темы фильма «Твин Пикс», где FM-звук придал жуткое, потустороннее звучание незабываемой начальной серии?

Если вы поклонник ностальгии по 80-м или просто хотите добавить немного ретро в свои работы, FM-звук — обязательный элемент в наборе инструментов любого продюсера.

Басовый звук, создаваемый FM-синтезом, может создать впечатление, что вы слушаете бас-гитару. В отличие от обычных форм волны синтезатора, FM генерирует боковые полосы модулятора и несущего осциллятора, что приводит к появлению сложных гармоник. Когда настройки настраиваются для создания нужного уровня гармонической сложности, получаемый звук напоминает металлический тембр бас-гитары, особенно при агрессивном щипке или игре в технике слэп.

Как создать FM-бас

Первое, что вам понадобится для создания этого басового звука, — FM-синтезатор. К счастью, существует множество эмуляций культового Yamaha DX7, который в 80-х годах прошлого века стал основой FM-синтеза.

Хотя программирование DX7 может стать настоящим кошмаром, современные эмуляторы гораздо удобнее. Чтобы добиться классического тванга, вам нужна быстрая амплитудная огибающая, с быстрой атакой, умеренным затуханием, средней продолжительностью и быстрым отпусканием.

Металлический звук можно получить благодаря FM-эффекту, который создает сложные боковые полосы из модулятора и несущего осциллятора. Экспериментируя с различными соотношениями осцилляторов, можно получить целый ряд металлических тембров. Кроме того, существует множество FM-синтезаторов, оснащенных регулятором количества, который определяет слышимость FM-эффекта.

PRO TIP: Если вы хотите получить еще более аутентичное звучание электробаса, попробуйте поэкспериментировать с количеством FM-сигнала синтезатора с помощью скорости перемещения клавиш.

Риз Басс

Риз Басс

Невозможно отрицать силу этого классического синт-басового звука, который выдержал испытание временем — легендарный бас Reese. Названный в честь артиста, который первым стал его пропагандировать, сайд-проект Кевина Сондерсона Reese познакомил мир с этим характерным звуковым почерком.

Легенда гласит, что Сондерсон создал басовую линию для «Just Want Another Chance», и так родился бас Риза. Прошло несколько лет, и бас Reese стал определяющей характеристикой drum and bass и jungle.

Это текстурированное, эволюционирующее чудовище, рожденное из магии отстроенных и внефазных осцилляторов, предлагает зернистое, басовитое присутствие. Ощущение движения, которое вы получали от этого баса, могло бы, конечно, создать проблемы для микшеров в большинстве жанров — но экспериментальные продюсеры 90-х не были теми, кто играет по правилам. Они приняли бас Reese во всей его звуковой красе, используя его, чтобы раздвинуть границы и создать звук, который был действительно их собственным.

Как сделать звук баса Риз

Когда дело доходит до создания идеального баса Reese, не существует универсального подхода. Кевин Сондерсон знаменито создал этот звук с помощью Casio CZ-5000, крутя и настраивая его, пока не добился чего-то поистине революционного.

К счастью, современные синтезаторы предлагают массу возможностей для достижения этой вихляющей, искаженной текстуры. Просто загрузите пару осцилляторов, настройте их как надо, и пусть творится волшебство. В вашем распоряжении пильные или квадратные волны — возможности практически безграничны.

Лучшие аппаратные бас-синты

Roland TB-303

Roland TB-303 изменил ход музыкальной истории, когда был выпущен в 1982 году. Попав в руки таких продюсеров-новаторов, как Phuture, он обрел новую жизнь, став основой эйсид-хаус музыки.

Характерный хлюпающий тембр 303-го и конструкция диодного лестничного фильтра в сочетании с простотой использования и доступностью сделали его основным басовым синтезатором андеграундной музыкальной сцены 1980-х годов.

Moog Minimoog Model D

Moog Minimoog Model D — это практически синоним жирных, мощных аналоговых басовых звуков. Классический дизайн и интуитивно понятный интерфейс делают его фаворитом среди музыкантов и продюсеров в огромном количестве жанров.

Конечно, большинство людей любят Model D за ее густой, теплый и мгновенно узнаваемый звук, который достигается благодаря трем осцилляторам с регулировкой напряжения, лестничному фильтру и легендарной секции модуляции.

Без сомнения, вы слышали, как этот аналоговый синтезатор использовался в бесчисленных классических записях, от фанка и соула до рока и EDM, и это один из самых знаковых и влиятельных синтезаторов всех времен.

Korg MS-20

Korg MS-20 — еще один классический аналоговый синтезатор, прославившийся в мире электронной музыки. Он занял свое место в ряду «легендарных» благодаря двум осцилляторам, управляемым напряжением, и самоколеблющемуся резонансному фильтру высоких и низких частот.

Конечно, еще одна отличительная черта MS-20 — это его полумодульная конструкция, которая позволяет использовать широкие возможности коммутации и модуляции. А если добавить к этому 37 точек коммутации, то это просто мечта саунд-дизайнера.

Заключительные размышления

Надеюсь, теперь вы чувствуете себя сертифицированным экспертом в искусстве синт-баса. Так что вперед, товарищи синтхеды, и заставляйте эти сабвуферы стучать так, будто завтра не наступит.

Кнопка "Вернуться к началу"