Создание музыкиТеория

Создание звуковых ландшафтов: Полное руководство для начинающих

Производство
Теория

Создание звуковых ландшафтов: Полное руководство для начинающих

Создание звуковых ландшафтов: Полное руководство для начинающих Создание звуковых ландшафтов: Полное руководство для начинающих

Звуковой дизайн — это бесконечное множество возможностей.

Бесконечное количество ручек и кнопок, тысячи и тысячи звуковых характеристик на выбор и, казалось бы, бездонная пропасть эффектов и плагинов обработки — вы можете часами создавать что-то простое, как перкуссионный one-shot.

Однако я хочу копнуть немного глубже и поговорить с вами о создании звуковых ландшафтов.

Саундскейпы выходят за рамки запоминающихся мелодий и текстов. Здесь царят «атмосфера» и «обстановка».

Они помещают слушателей в определенные пространства, создавая воздух, жизнь и движение с точки зрения слуха. Однако они могут кардинально меняться от одного проекта к другому, что делает их создание таким увлекательным.

Хотя правил при создании саундскейпов не существует, я хочу, чтобы это руководство послужило своего рода картой того, как вы можете начать использовать композиции саундскейпов в своих работах, независимо от того, какую музыку вы делаете.

Что такое звуковые ландшафты?

Саундскейп — это детище «звука» и «ландшафта», представляющее собой звуковую россыпь в окружающей среде или физическом окружении. Первоначально термин был придуман автором Майклом Саутвортом. Однако позже его популяризировал Р. Мюррей Шафер, канадский композитор, писатель и защитник окружающей среды, который стал известен благодаря своему проекту World Soundscape Project.

Мне нравится думать о саундскейпе как о слуховом GPS, который может перенести слушателя в другое измерение. Это происходит потому, что это не просто один звук, а целый тур де-форс звуковых элементов, которые работают вместе, вызывая различные чувства.

Будь то сочинение поп-мелодий или создание основополагающих аккордов для кинематографических фильмов, саундскейпы — невероятно многогранные и сложные элементы, где воображению нет предела.

Необходимые инструменты для создания звуковых ландшафтов

Когда речь идет о современной саундскейп-композиции, я думаю о процессе как о музыкальной охоте на мусор.

Саундскейпы — это звуковые снимки времени и места, запечатлевшие уникальные звуки, которые заставляют каждое место петь свою собственную мелодию. От безмятежного шепота леса до шума городских улиц — вы можете создать миллион саундскейпов.

С помощью современных цифровых технологий вы даже сможете создать звуковую версию ультрафутуристического космического корабля, не покидая своей студии.

Давайте рассмотрим несколько способов, с помощью которых вы можете начать.

Полевые записи

Прелесть полевой записи заключается в том, что для нее не требуется никакой модной студии или сложной аудиосистемы. Все, что вам нужно, — это приличное записывающее устройство и «поле» или окружение, в котором вы будете записывать. Выбор среды зависит от вас, но популярными местами для записи являются сельская местность и городские центры.

Многие любители используют портативные записывающие устройства, которые оснащены базовыми микрофонами и могут работать в течение многих часов от батареек. Однако более профессиональные рекордеры используют всенаправленные микрофоны с портативными источниками питания и наушниками, чтобы обеспечить наилучшее качество звука.

То, как вы решите подойти к процессу записи, будет зависеть от вашего бюджета и места, где вы будете записываться. Тем не менее, портативные технологии записи сейчас намного лучше, чем когда-либо, так что нет причин, по которым вы не можете сделать качественную запись при ограниченном бюджете!

Переход на цифровые технологии

Если вы не хотите использовать метод полевой записи, вы можете использовать программное обеспечение в своей DAW дома, чтобы сочинять звуковые ландшафты.

Мне нравится использовать программные синтезаторы и VST от таких компаний, как Native Instruments и Xfer Records, которые предлагают Kontakt и Serum соответственно, поскольку они предлагают универсальную палитру звуков для создания мечтательных, трехмерных звуковых ландшафтов, которые могут быть эффективны практически в любом проекте.

Ключевым моментом здесь является наложение различных звуков. В естественном мире саундскейпы состоят из множества элементов, поэтому при создании цифровых композиций часто стоит использовать звуки с различными текстурами и тембрами, чтобы создать полную атмосферу, от ударных шумов до атмосферных пэдов и не только.

Вы даже можете смешивать звуки реального мира и сэмплы из полевых записей или библиотек сэмплов, чтобы добавить глубины вашим звуковым ландшафтам.

Создание первого звукового ландшафта

Придумываем тему

Я думаю, что подготовительный этап в музыке помогает создать параметры, в рамках которых вы можете проявить творчество. Исходя из этого, я предлагаю вам придумать , почему вы хотите создать звуковой ландшафт.

Хотите ли вы создавать природные звуковые ландшафты, напоминающие леса, океаны или городские улицы, или же вам больше по душе синтезированная эмбиентная музыка? Когда вы определитесь с темой или идеей, вы сможете собрать нужные отдельные звуки во время полевых записей или поиска образцов.

Запись в полевых условиях

Когда дело доходит до записи на природе, учитывайте всевозможные факторы окружающей среды, которые могут повлиять на конечный продукт. Например, если вы собираетесь на пляж, то днем, когда там полно людей, результаты будут совсем другими, чем поздно вечером, когда вы сможете лучше записать звуки ветра, волн и общую атмосферу.

Не менее важно убедиться, что у вас есть необходимое оборудование для места записи. Я рекомендую использовать ветровое стекло, чтобы защитить микрофон от всплесков и помех в случае непогоды.

Добавление эффектов в DAW

Вернувшись в студию, вы можете начать манипулировать своими записями с помощью аудиоэффектов. Они могут помочь добавить звуковой интерес. Хотя плагины и эффекты могут быть самыми разными, пространственные и фильтрующие эффекты, включая реверберацию, задержку и эквалайзеры, наиболее часто используются при создании звуковых ландшафтов.

Я могу порекомендовать около сотни плагинов, но в моем арсенале есть несколько плагинов, к которым я возвращаюсь, когда хочу создать звуковые ландшафты:

  • Сверхмассивная Валгалла
  • Минимальная задержка в аудиокластере
  • FabFilter Volcano 3
  • Soundtoys FilterFreak
  • Портал выходных данных

Хотите ли вы привнести гранулированный синтез или пышную пространственную обработку в основные элементы вашего саундскейпа — небо — это предел. Иногда вы можете быть совершенно нежными со своими звуковыми эффектами, особенно если хотите сохранить естественные компоненты вашего саундскейпа.

Использование синтеза в вашей DAW

Если вам не хочется выходить в поле и записывать окружающую вас звуковую среду, вы можете создавать интересные, развивающиеся звуковые ландшафты, не выходя из собственной студии, используя синтезаторы и плагины.

Прелесть такого подхода в том, что вы получаете полный контроль над конечным продуктом, не завися от случайностей вокруг вас.

В нескольких научно-фантастических проектах, над которыми я работал в прошлом, использовались гранулярные синтезаторы, поскольку они отлично подходят для создания сложных и реалистично звучащих текстур. Один из моих любимых гранулярных синтезаторов для подобных проектов — Straylight от Native Instruments, поскольку он использует кинематографический подход к гранулярному синтезу. Команда Native Instruments разработала его вместе с Полом Хаслингером, который был композитором Minority Report, Underworld и Rainbow Six: Siege.

Конечно, вы можете использовать аналоговый синтез для создания звуковых ландшафтов, особенно в паре с такими аудиоэффектами, как реверберация, задержка и модуляция.

Синтез — это невероятно сложная тема, поэтому если вы ничего не знаете о нем и хотите получить представление о том, насколько мощным он может быть, ознакомьтесь с нашим руководством по модульному синтезу.

Укладка слоев

Когда я создаю саундскейп, мне нравится подходить к этому так, как будто я создаю песню.

Для начала я подбираю звуки и сэмплы, которые естественно сочетаются друг с другом, без необходимости сильно изменять их с помощью эквалайзера. Например, я не хочу ставить тонну гулких, низких звуков, так как в этом случае не будет достаточно звуков в высоко- и среднечастотном диапазоне, чтобы заполнить пространство.

В качестве упражнения можно начать с трех элементов звукового ландшафта (один низкий, один средний и один высокий). Когда вы объедините эти элементы, они должны заполнить весь частотный спектр. Затем вам останется только сбалансировать их громкость в зависимости от ощущения, которое вы пытаетесь создать.

Это работает как для естественных, так и для синтезированных звуковых ландшафтов.

Например, если вы создаете звуковой ландшафт в студии, вы можете использовать суб-тяжелый сэмпл для низких частот, развивающийся пэд для средних частот и плавающий струнный звук для высоких частот. С другой стороны, если бы вы создавали природный звуковой ландшафт, например, шум пляжа, вы могли бы выбрать гул океанских волн в качестве низких частот, общую атмосферу людей на пляже в качестве средних частот, а шум воздуха и щебетание чаек в качестве высоких частот.

Прелесть этого подхода в том, что он позволяет не переборщить с наполнением аранжировки, чтобы в итоге не получить грязный микс или проблемы с фазой.

Как использовать звуковые ландшафты

Термин «саундскейп» используется в разных сферах, хотя часто обозначает одно и то же.

Саундскейпы в музыке

Когда мы думаем о звуковых ландшафтах в музыке, мы обычно думаем об эмбиентных звуковых ландшафтах. Создатели эмбиентной музыки обычно создают длинные саундскейпы, используя смесь полевых записей и синтетических звуков.

Эмбиентная музыка отличается от обычной поп- или рок-музыки тем, что у нее обычно нет определенной структуры песни (куплет, припев и т. д.). Скорее, эмбиент-трек можно рассматривать как сложную звуковую среду, наполненную фоновым шумом и другими звуками в большом стереополе.

Когда мне приходилось создавать эмбиентные звуковые ландшафты для проектов в прошлом, я обычно начинал с полевой записи, например, с захвата звуков в сельском поле или горном лесу, а затем добавлял электронные элементы, такие как синтезаторы, пэды и эффекты, как только возвращался в студию.

К этой идее можно подходить бесконечно и комбинировать различные элементы для создания звуковых ландшафтов, поэтому экспериментируйте со звуками и смотрите, что получится.

Если вам нужно вдохновение, я рекомендую послушать таких эмбиентных исполнителей, как Boards of Canada, William Ackerman и Biosphere.

На самом деле, Biosphere — один из моих самых любимых эмбиент-артистов. Это норвежский электронный композитор, который использует смесь природных звуковых ландшафтов, часто вдохновленных окружающей его арктической средой, и sci-fi синтезаторов и сэмплов.

Полный альбом Substrata можно послушать здесь:

Саундскейпы в кино

В кино звуковой пейзаж обозначает пространство, в котором происходит действие. Это может быть дикая природа, окружающая персонажей, события, происходящие вокруг них, и общая атмосфера (воздух, ветер, дождь и т. д.).

По сути, когда кто-то создает звуковой пейзаж в фильме, он создает трехмерное пространство, которое создает впечатление, что кто-то находится в определенном месте. Элементы звукового ландшафта должны работать в стереополе, чтобы создать у зрителя ощущение пространства.

Например, персонаж стоит на пляже на Тихоокеанском Северо-Западе, обратившись лицом к океану. Примерно в 50 футах перед ними слышен шум волн. Однако в полумиле позади них слышен шум машин на близлежащем шоссе, а примерно в 20 футах слева от них — шум семьи, играющей на песке.

Благодаря этим элементам зритель получает ощущение глубины и направления.

Помимо более очевидных элементов окружающей среды, которые можно услышать в определенном месте и времени, существуют также реалистичные звуковые эффекты, которые помогают сделать сцену более осязаемой. В постпродакшне эти звуковые эффекты называют «фоули».

Фоули часто сочетает окружающий шум в помещении, например, в офисе или в лесу, и конкретные вещи, происходящие вокруг, например, звон бокалов в кофейне, прогулку по хрустящим листьям на лужайке или удар «Пау» в стиле Бэтмена 60-х годов.

Фоули — это отдельный вид искусства, который вносит свой вклад в общую реалистичность сцены с созданным окружением. Хотя некоторые люди могут не согласиться с тем, что его следует ассоциировать с искусством звуковых ландшафтов, он действительно работает рука об руку с созданием звуковых ландшафтов, поскольку создает у слушателей ощущение, что они существуют в определенной среде.

Звуковые ландшафты в экологии

Возможно, вы не знали, что звуковые ландшафты играют довольно значительную роль в экологии и понимании окружающего нас мира природы. Помимо музыки, то, как пересекаются звук и окружающая среда, может иметь довольно серьезные последствия для экологов и ученых.

Ученые могут использовать звуковые ландшафты для определения здоровья и разнообразия конкретной экосистемы, поскольку различные виды создают определенные звуки. Когда эколог начинает изучать звуковой ландшафт конкретной экосистемы, он начинает распознавать закономерности. Когда эти закономерности начинают меняться, или сигналы начинают смещаться, это свидетельствует об изменениях в окружающей среде.

По сути, взаимодействие между различными элементами в конкретной экосистеме, такими как животные, ветер и вода, может дать нам ценные сведения о том, как функционирует экосистема.

Эти исследования также могут показать, как шумовое загрязнение, вызванное индустриализацией и урбанизацией, может негативно влиять на общение и поведение диких животных, что поможет нам придумать способы смягчения нашего воздействия на дикую природу.

Многие экологи, изучающие звуковые ландшафты, используют их в качестве образовательных инструментов, позволяющих людям установить более глубокую связь с окружающим их природным миром. Идея заключается в том, что когда человек погружается в природный ландшафт, он начинает его больше ценить.

Специалисты по охране природы будут работать над созданием акустических заповедников или зон с низким уровнем шума, чтобы способствовать сохранению природных пространств.

Экспериментальная работа

Термин «саундскейп» может означать разные вещи для разных людей, но самое замечательное в этом чувстве то, что оно оставляет место для экспериментов.

Хотите ли вы выйти в мир и начать записывать окружающую вас обстановку или создавать свои собственные нереальные звуковые ландшафты с помощью синтезаторов и эффектов дома — вы можете подойти к процессу создания звуковых ландшафтов так, как вам больше всего подходит.

Кнопка "Вернуться к началу"