Создание музыки

Советы по созданию музыки: 30 проверенных советов и идей для начинающих продюсеров

С тех пор как в 1859 году была сделана первая аудиозапись, или даже с тех пор, как за десять лет до этого был создан первый базовый телефон, люди были одержимы идеей повышения качества записываемых или передаваемых данных.

Слово «продюсер» в музыкальном контексте появилось, конечно, гораздо позже, но уже на рубеже веков музыкальная индустрия заявила о себе. Итальянский тенор Энрико Карузо стал первой настоящей звездой индустрии, уже зарабатывая миллионы на продаже своих пластинок.

Прошло около 120 лет, и технологии настолько развиты, а индустрия настолько оцифрована, что уже завтра можно ожидать появления первого полностью независимого AI-продюсера. Однако для начинающего продюсера, у которого на данный момент есть только энтузиазм и любовь к музыке, вопрос стоит так же, как и для продюсеров с самого рассвета индустрии:

С чего мне начать?

Как ни странно, можно с полным правом заключить, что в наши дни начинать с нуля несколько сложнее, чем в аналоговую эпоху. Конечно, тогда аппаратура была кошмарной и невероятно дорогой. Но сегодня, с другой стороны, возможности буквально безграничны, что заставляет начинающего продюсера до бесконечности чесать свою растерянную голову в поисках советов по созданию музыки.

И поэтому необходимость делать это шаг за шагом и в нескольких контекстах (то есть не только связанных с самим процессом продюсирования) является квинтэссенцией для каждого, кто всерьез намерен овладеть художественным ремеслом музыкального продюсирования.

Но ценная информация также поступает из опыта работы в музыкальной индустрии…

Да. Но есть ли смысл тратить сотни часов на то, чтобы настаивать на изучении опыта, когда информацию можно получить, сделав несколько кликов и прочитав статьи в Интернете? Я тоже так думаю, поэтому продолжаем читать.

Физическое здоровье музыкального продюсера

Может показаться странным начинать блог советов по созданию музыки с нетехнических советов. Но, с другой стороны, разве не зависит все это от благосостояния музыкального продюсера?

Хорошо отдохнуть

Если подходить к делу серьезно, то музыкальное производство — это, помимо всего прочего, еще и продуктивность. А это, в свою очередь, зависит от управления выносливостью, усталостью и общим состоянием организма продюсера.

Все усилия, направленные на то, чтобы стать более продуктивными, должны учитывать человеческую природу. Делайте перерывы. Даже если вам нужно просто потрогать насыщенность звуков на барабане, думая, что это будет сделано через две минуты.

Осанка тела

Редко упоминается, что сидение перед монитором хоть и удобно, но требует от музыкального продюсера больших усилий. Тот факт, что кресло соответствует вашим анатомическим особенностям, не сильно поможет, если вы будете сидеть в нем часами напролет.

Правильная осанка — источник долголетия. Примите оптимальную позу в кресле, но не забывайте вставать и проходить несколько шагов с прямой спиной хотя бы раз в час.

Чтение (после сеанса)

Чтение — прекрасное занятие во всех отношениях и контекстах. Создание музыки — это целенаправленная работа, более целенаправленная, чем многие другие ремесла и искусства.

По окончании сеанса сделайте длительный перерыв и откройте книгу. Читайте. Просто ради чтения, если не ради вдохновения.

Физические упражнения (до начала сеанса)

Это говорит само за себя. Поскольку во время работы производитель практически не двигается, перед работой необходимо проявить физическую активность. Подойдет все: прогулка, пробежка, кардиотренировка (только бы она не была слишком утомительной и тяжелой).

Хотя советы по созданию музыки неизбежно связаны со студийной сессией, обратите внимание, что то, что ей предшествует (сессия), имеет не меньшее значение.

Выберите хобби, если у вас его нет

Подойдет все, что угодно. Однако обратите внимание, что обучающие уроки по продюсированию на YouTube не считаются хобби. Убедитесь, что выбрали что-то не связанное с хобби.

Наряду с отдыхом и физическими упражнениями, хобби дают возможность отвлечься от того, что занимает большую часть вашего времени, тем самым делая саму работу более продуктивной.

Общий подход и то, что следует иметь в виду

Большинство вещей, связанных с успешным началом карьеры музыкального продюсера, — это черты характера и/или приобретенные привычки.

Музыкальное продюсирование, как особенно требовательная область, действительно зависит от правильного подхода к делу и его соблюдения в любой ситуации, когда это необходимо.

Настойчивость

Можно сказать, что это в основном черта характера. Но, с другой стороны, советы по созданию музыки сами по себе бесплодны, если продюсер не собирается посещать занятия и не намерен упорно их выполнять.

Упорство означает многое. От терпения, когда все сложно (или кажется сложным), от настойчивости в действительно сложных проектах до готовности инвестировать собственные деньги. Просто держитесь.

Перфекционист против чрезмерной самокритичности

Я бы сказал, что грань здесь очень тонкая, поэтому следует помнить, что порой то, что они считают качеством (стремление к совершенству), может стать преградой на пути, если его переоценить.

Процесс создания музыки — это именно процесс. И он должен привести к завершению. Помните, что во многих случаях проект прекрасен как есть. Не ищите проблему в каждом решении.

Знайте то, чего не знаете

Исключительно важная черта. Даже обучение простым ремеслам или навыкам основано на признании и документировании неизвестного, чтобы в свое время его можно было (повторно) посетить и освоить.

Некоторые вещи, в зависимости от их сложности, можно постичь и выучить с одного раза. Помните, что музыкальное производство имеет множество глубин, многие из которых недоступны для новичка. Будьте терпеливы.

Завтра будет новый день

День продюсера может показаться успешным, чтобы завтра, при повторном просмотре вчерашней работы, вызвать чувство отвращения. С другой стороны, вчерашняя безнадежность при правильном подходе может вдохновлять и мотивировать.

Советы по созданию музыки всегда должны учитывать перспективу «завтрашнего дня». А осознание таких ситуаций и правильное управление ими, безусловно, имеет огромное значение!

Интуиция развивается — не переоценивайте ее (особенно в начале пути)!

То, что идея кажется правильной или даже если она хорошо звучит, когда применяется, не должно восприниматься как догма. Каждый день появляются новые техники. Старайтесь не погружаться слишком глубоко в зону комфорта.

Обучение — это беспроигрышный процесс. Честная обратная связь приводит музыкального продюсера к открытости и одновременно повышает его общий уровень мастерства.

Оборудование и окружение

Цифровые звуковые рабочие станции (DAW) значительно облегчили жизнь продюсерам, особенно начинающим. Тем не менее, для начала необходимо приобрести некоторое оборудование, например, студийные мониторы, наушники, аудиоинтерфейс и микрофоны.

Существуют некоторые типичные предпочтения в программном обеспечении для определенных жанров, например, популярность FL Studio среди поклонников электронного производства музыки или, например, среди хип-хоп исполнителей. Однако процесс создания музыки индивидуален для каждого человека, поэтому предпочтения всегда будут отличаться.

Сбалансированная передача (по цене)

Да, все знают, что плохие наушники — это не вариант. С другой стороны, самые лучшие в мире — тоже не вариант (по крайней мере, для большинства новичков). Поэтому важно, соответствует ли ваше оборудование промышленным стандартам.

Музыкальное производство — это не про оборудование, но без него не обойтись. К счастью, довольно приличное оборудование можно приобрести по ценам потребительского уровня. В будущем продюсеров наверняка ждет не только обновление, но и полная смена музыкального оборудования.

Устраните отвлекающие факторы

Не навлекайте на себя беду. Часто можно услышать советы по созданию музыки, в которых говорится о том, что продюсер застревает из-за писательского блока или усталости ушей. Свежие уши, конечно, очень важны, но иногда блокировка происходит просто из-за отвлекающих факторов.

В этом контексте ваш телефон следует рассматривать как врага. А стены вашей студии и рабочий стол должны быть очищены от памятных вещей. Занимайтесь музыкой, а не храпом.

Студийная акустика и звукоизоляция

Еще до завершения установки оборудования крайне важно провести акустическую обработку студии, чтобы точно настроить (или, скорее, приглушить) ее акустику.

На вход и выход всего звукового оборудования влияет шум и реверберация студии. Это, безусловно, худший кошмар любого музыкального продюсера.

Бюджет хорошо

С появлением дохода растут и аппетиты, и амбиции, что, конечно, прекрасно. Не забудьте обосновать необходимость обновления снаряжения. Действительно ли это необходимо в данный момент?

Никогда не забывайте, что производство музыки, создание ритмов и сведение — это не продукт оборудования. Не вкладывайте весь свой доход только потому, что вы слышали о каких-то обновлениях оборудования от других продюсеров.

Расставьте приоритеты

Итак, вам определенно нужен второй компьютерный экран, новый аудиоинтерфейс, а еще вам нужен миди-контроллер? Отлично, но если у вас есть средства только на один из них: расставьте приоритеты, а не ищите все любой ценой.

Музыка — это история, а история не оставляет хорошего впечатления, если ее торопить. В свое время, с терпением и преданностью, все выровняется. Не торопитесь, просто расставьте приоритеты.

Композиция и звуковой дизайн

Хотя саунд-дизайн должен быть отдельным процессом, цель создания звуков заключается в том, чтобы уметь использовать их в композиции/создании музыки. Обучение музыкальному производству основывается на изучении звукового дизайна и композиции.

Изучайте теорию музыки. Другие артисты могут с этим не согласиться, но твердое, хотя и базовое понимание теории музыки необходимо в долгосрочной перспективе. Оно пригодится вам независимо от того, в каком жанре вы больше всего любите работать.

Познакомьтесь с асимметрией

Вносите вариации в форму, включая переходы. Если вы работаете только с фиксированными 8-баровыми секциями, то не имеет значения, используете ли вы оригинальные сэмплы, причудливый синтезаторный патч, плавный синтезаторный бас и т. д…

Исследуйте и изменяйте длину собственных мелодий. Благодаря этому вы сможете добиться переходов и разнообразия даже при использовании одних и тех же звуков.

Слушайте и отдыхайте, а не пытайтесь снова и снова

Музыкальные идеи приходят скорее от прослушивания, чем от повторных попыток. Чувствуете, что застряли? Прослушайте несколько своих любимых песен и сосредоточьтесь на том, что вам нужно, будь то идея синтезатора, настройки эквалайзера для суббаса или что-то еще под солнцем.

Вернитесь к работе, получив свежие идеи. Хотя слушать всегда полезно, иногда достаточно просто сделать перерыв, поэтому обязательно сочетайте оба варианта.

Исследуйте и изучайте все (включая классику)

Создание битов или синтезаторных партий зависит от свежих идей. Музыка — это оригинальность, которая достигается только через исследования и обучение (осмелюсь сказать: изучение?).

Порой и мелодия 300-летней давности может вдохновить. Поэтому не игнорируйте классику. Изучайте их досконально, если у вас есть для этого теоретические знания.

Историческая справка

Хоп-хоп артисты часто обращаются к музыкальной истории, иногда прямо цитируя ее в своих сэмпл-паках. Продюсерские навыки, безусловно, повышаются, когда человек знает, как развивались те или иные вещи.

Хорошая музыка — это сочетание того, что было до нее, общекультурных влияний и индивидуального подхода. Баланс между ними позволяет создать рецепт, который всегда будет свежим.

Практикуйте переходы от одного жанра к другому

Выберите два совершенно случайных примера из двух разных жанров. Попробуйте создать плавный переход от одного к другому. Часто то, что звучит хорошо, представляет собой смесь, казалось бы, не сочетаемых ингредиентов.

Если вы не можете создать плавный переход — просто представьте его. Это не страшно, потому что в конечном итоге это спасет вашу музыку от попадания под фиксированные жанровые ярлыки. Позже, когда ваши навыки будут соответствовать вашим аппетитам, попробуйте снова и создайте переход.

Смешивание

Всегда создавайте музыку по своему вкусу, будь то хип-хоп или любой другой музыкальный жанр или стиль. При этом никогда не забывайте, что микширование — это важнейшая часть работы, которая сама по себе является мастерством.

Для начала выделите отдельный канал для всех плагинов, которые, по вашему мнению, вам понадобятся. По мере упорядочивания сохраняйте пресеты и удаляйте ненужные, чтобы избежать загромождения.

Контрольная дорожка

Важность референса при сведении в целом невозможно переоценить. Поэтому хорошие советы по созданию музыки всегда говорят о необходимости референсного трека при сведении.

Выберите понравившийся вам референсный трек, нажмите кнопку воспроизведения и обратите внимание на исключительно хорошие звуки и тонкую настройку. Иногда простое подражание решению — это лучшее решение.

Составляйте списки избранного (плагины, эффекты, целые песни…)

Возьмите блокнот и ручку (да, старый добрый способ). Перечислите свои любимые плагины для каждого отдельного эффекта. Любимый плагин реверберации, плагин задержки, компрессор, лимитер… Составьте также большой список музыки. Перечислите песни, которые вы любите, и отметьте, какие эффекты вам в них нравятся.

Попробуйте использовать то, что вы нашли в других местах, в своем собственном звучании. Не забудьте перечислить каналы YouTube, которые вы больше всего почитаете. Эти списки пригодятся вам каждый день, сэкономив кучу времени и избежав разочарований.

Подумайте, прежде чем предпринимать требовательные действия

Хорошие музыкальные продюсеры, как правило, знают, чего они хотят, прежде чем приступать к работе. Новичку стоит хотя бы подумать о возможных вариантах, прежде чем приступать к действиям, особенно если эти действия кажутся ему сложными и требующими больших усилий.

Иногда решение, которое будет звучать хорошо и удовлетворительно, можно найти более простым способом. Простота часто является ключом, исключительно полезным среди множества советов по созданию музыки.

Искажение (насыщение и т.д.)

Что, если я скажу вам, что мы можем отличить тон трубы от тона (скажем) скрипки просто потому, что они имеют разную естественную «насыщенность»? Окраска тона возникает за счет добавления обертонов, которые могут быть едва заметными, как в случае с насыщенностью, или довольно интенсивными, как в случае с искажением. Забавный факт: насыщенность — это тоже одна из форм искажения.

Тогда давайте исказим. Часто микс звучит неинтересно просто потому, что он слишком лишен цвета. В музыкальном производстве саунд-дизайн в значительной степени основан на искажениях. Включите звук на колонках ноутбука, запишите его и воспроизведите записанный, просто чтобы проверить соотношение сигнал/шум или общие эффекты искажения, о которых редко кто задумывается.

Нюансы через контраст

Узнайте, на чем и когда нужно делать акцент и в какой степени. Музыкальное производство — это создание пространства для контрастов в звуковом спектре в той же степени, что и сама музыка.

Установите эквалайзер в соответствии с динамическим диапазоном и особенностями звучания каждого стебля. Панорамируйте осторожно, не перекомпрессируйте. Оставьте место для всех стеблей и добавленных к ним эффектов, а также запас пространства для этапа мастеринга.

Мастеринг

Завершение работы над музыкой становится на шаг ближе, когда сведение закончено. Мастеринг-инженер должен только улучшить и без того прекрасный микс. В противном случае, если кажется, что слишком много работы осталось за кадром и ничего не работает — пора возвращаться к чертежной доске.

Изучите альбомы любимых исполнителей, чтобы получить общие (пусть и невербальные) советы по созданию музыки, связанные именно с мастерингом. Никогда не забывайте, что мастеринг — это в основном повышение громкости до уровня промышленных стандартов, хотя это гораздо больше, чем просто увеличение громкости.

Опишите желаемый результат в нетривиальном абзаце

Потратьте несколько минут на описание того, что вы хотите получить: что у вас есть на мастер-шине, нуждается ли ваша стандартная цепочка мастеринга в доработке и так далее. Затем сосредоточьтесь на том, как можно достичь желаемого. Запишите и это.

Вы приближаетесь к завершению процесса создания музыки. Сохраняйте темп, сохраняйте терпение. Вы почти у цели.

Знайте его место и назначение

Мастеринг — это завершение процесса, а не место для чрезмерного творчества. Создание музыки (в смысле свободное творчество) предшествует ему. Попросите совета, если вам кажется, что необходимо дальнейшее сведение; в любом случае вам нужно часто отдыхать, правильно справляясь с усталостью ушей.

Помните, что даже отказ от чего-то не означает отказ от работы; один из лучших советов по созданию музыки заключается именно в этом: откажитесь от пути, который ведет в никуда.

Сравнивать и еще раз сравнивать

Чужая музыка — это всегда хорошая отправная точка. Это не значит, что вы не должны делать все по-своему, но помните, что создание музыки — это бесконечный процесс обучения.

Обратите внимание, что большинство параметров уже настроено. Ширина стереобазы каждого стебля, компрессия, сайдчейн, настройки предварительной задержки… Сосредоточьтесь в первую очередь на редактировании мастер-шины. Поверните ручку. Сравните.

Общая тонкость

Лучшие музыкальные продюсеры славятся своим вниманием к деталям, а музыкальное производство в целом тесно связано с тонкостями, особенно на этапе мастеринга.

Будьте тонкими. Единственный плагин, ручка которого может быть вывернута на большую величину, — это лимитер, и то в зависимости от пространства, предоставленного на этапе микширования. Все остальное — это нюансы.

Момент «Все в порядке»

Очень важно знать, когда завершать проект. Прослушав ваш финальный экспорт, другие продюсеры могут подумать иначе. Увы, в будущем он может показаться не очень хорошим и вам. Но продолжайте: когда пришло время — пришло время!

Самый важный из советов по созданию музыки заключается именно в этом: знать, когда пора остановиться и просто экспортировать готовый аудиофайл. Отдохните, а затем начните новый продюсерский проект. Завершите его. Повторяйте!

Ищите, изучайте, не бойтесь, всегда двигайтесь вперед!

Музыка, музыка, музыка…! Продолжайте искать оригинальное звучание, чтобы понять, что лучше всего описывает ваш собственный ритм, вашу собственную музыку. Консультируйтесь с другими продюсерами (даже надоедайте им до смерти за ширину стерео) в поисках полезных советов по созданию музыки. Иногда достаточно одной лишь атмосферы: оказаться в одной комнате с человеком, которого вы высоко цените.

Сочинять музыку. Писать музыку. Народную музыку. Электронную музыку. Любую музыку. Но что бы вы ни делали: пожалуйста, всегда наслаждайтесь самим процессом создания музыки!

Кнопка "Вернуться к началу"