Создание музыки

Пентатонические гаммы: Руководство для начинающих

Мир гамм огромен и кажется бесконечным. От мажорных до гармонических и хроматических гамм — даже мысль о том, сколько гамм нужно знать, может оказаться непосильной.

Однако среди этого изобилия есть шкала, которая выделяется как исключительно универсальная и практичная — и, как ни странно, это не мажорная шкала.

Конечно, мажорная гамма, несомненно, является основополагающей и одной из самых распространенных, но есть и другая гамма, которая превосходит ее по степени полезности. Эта шкала предлагает удивительный спектр применения и часто считается краеугольным камнем музыкальных исследований.

Овладев этой гаммой, вы сможете раскрыть бесчисленные мелодические возможности и сыграть миллионы песен.

Так что же это за весы, которые господствуют?

Речь идет о пентатонической гамме, и в этом руководстве мы обсудим все, что вам нужно знать о ней, начиная с ее происхождения и заканчивая тем, как вы можете использовать ее в своей музыке!

Что такое пентатоническая шкала?

В отличие от мажорной гаммы, состоящей из семи нот, пентатоническая гамма строится только из пяти нот, отсюда и ее название. Упрощенная структура дает ей уникальное преимущество в различных музыкальных контекстах.

Простота и универсальность пентатонической гаммы делают ее неотъемлемой частью многочисленных жанров, от рока и блюза до джаза и традиционной народной музыки. Ее консонантная природа позволяет легко импровизировать и гармонизировать мелодии.

Кроме того, благодаря ограниченному количеству нот он гораздо доступнее для начинающих, но при этом открывает безграничные творческие возможности для опытных музыкантов.

Существует две основные разновидности пентатонической гаммы — мажорная и минорная пентатоническая гаммы.

Эти гаммы тесно связаны со своими мажорными и минорными аналогами, о которых мы расскажем чуть позже.

Но сначала…

Происхождение пентатонической гаммы

Хотя пентатоническая гамма широко используется в современной музыке, она имеет давнюю историю в музыкальном мире. Удивительно, но археологические находки обнаружили музыкальные инструменты, настроенные на пентатонику, датируемые примерно 50 000 лет назад.

Это говорит о том, что пентатоническая гамма была основополагающим аспектом музыкальной выразительности на протяжении тысячелетий.

Кроме того, распространенность пентатонической гаммы в разные музыкальные эпохи свидетельствует о ее раннем развитии в западной музыке.

Ранние формы музыки, такие как григорианские песнопения, включали в себя пентатонические мелодии, что подчеркивает их непреходящее присутствие. Кроме того, пентатоническая шкала проявляется в различных формах в традиционной африканской, коренной американской и южноазиатской музыке, преодолевая культурные и географические границы.

В какую бы эпоху вы ни отправились и какую бы музыкальную традицию ни изучали, столкновение с пентатонической гаммой практически неизбежно, что подчеркивает ее универсальную привлекательность и широкое распространение.

Мажорная пентатоническая гамма

Давайте начнем с изучения мажорной пентатонической гаммы.

Она напрямую связана с мажорной гаммой, поскольку состоит из тех же самых нот, за двумя исключениями.

Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, мажорные гаммы можно обозначить с помощью градусов или цифр, которыми обозначается каждая нота.

Для примера возьмем мажорный лад.

Присвоение степеней или номеров нотам мажорной гаммы позволяет нам проиллюстрировать, какие степени опущены для образования мажорной пентатонической гаммы.

В случае с мажорной пентатонической гаммой мы опускаем градусы 4 и 7.

Мажорная пентатоническая гамма

Альтернативный способ осмыслить мажорную пентатоническую гамму — рассмотреть интервалы, из которых она состоит:

  • Тоника (корневая нота)
  • Главный второй
  • Мажорная треть
  • Идеальная пятая
  • Шестой мажор

Эти интервалы определяют характерные особенности мажорной пентатонической гаммы и помогают при ее изучении и игре.

Минорная пентатоническая гамма

Вторая основная пентатоническая гамма, которую важно знать, — это минорная пентатоническая гамма.

Подобно мажорной пентатонической гамме, минорная пентатоническая гамма образуется путем выбора пяти нот из минорной гаммы.

Давайте начнем с изучения создания ми-минорной пентатонической гаммы.

Я выбрал ми-минор потому, что ми-минор — это относительный минор мажора, то есть он состоит из тех же нот, только расположенных по-другому!

Для начала запишем гамму ми натурального минора и присвоим градусы ее нотам.

Шкала ми натурального минора

При построении минорной пентатонической гаммы на основе натурального минора мы исключаем 2-ю и 6-ю степени.

Ми-минорная пентатоническая гамма

Другой способ подойти к минорной пентатонической гамме — рассмотреть интервалы, которые она охватывает:

  • Тоника (корневая нота)
  • Минорная треть
  • Идеальная четверка
  • Идеальная пятая
  • Минорная седьмая

И снова эти интервалы определяют характерное звучание минорной пентатонической гаммы и служат полезной основой для понимания и использования ее отличительных мелодических качеств.

Как играть пентатоническую гамму на фортепиано

Теперь, когда вы лучше понимаете, что такое пентатоническая гамма, давайте рассмотрим несколько примеров пентатонической гаммы C, которые можно сыграть на фортепиано:

Мажорная пентатоническая гамма
Минорная пентатоническая гамма

Как играть пентатоническую гамму на гитаре

Если вы гитарист, вот как вы можете сыграть пентатоническую гамму на своем топоре!

Мажорные пентатонические гаммы на гитаре

Всякий раз, когда я думаю о мажорной пентатонической гамме на гитаре, я вспоминаю систему CAGED.

Вы, вероятно, уже слышали о системе CAGED, поскольку это популярный метод, используемый гитаристами для навигации и визуализации аккордовых форм, гамм и арпеджио на ладовой доске.

Эта система обеспечивает основу для соединения пяти основных открытых аккордовых форм C, A, G, E и D, которые принято называть аккордами CAGED.

Помимо помощи при игре аккордов, гитаристы могут использовать систему CAGED из квадратных фигур для игры мажорных и минорных пентатонических гамм.

Например, рассмотрим форму «ми». Если начать с первой ноты на струне E и начать с 3-го лада, вы будете играть мажорную пентатоническую гамму. Это наглядный пример того, как система CAGED может быть использована для навигации и игры различных пентатонических гамм на гитаре.

Мажорная пентатоника в клетку

На рисунке выше вы можете увидеть различные формы CAGED, которые можно использовать для игры мажорной пентатонической гаммы в любом месте грифа гитары.

Минорные пентатонические гаммы на гитаре

Далее у нас минорная пентатоническая гамма на гитаре.

Между мажорными и минорными гаммами существует тесная связь.

Как мы теперь знаем, ми-минор служит относительным минором мажора, что говорит о том, что у них одна и та же ключевая подпись, включая наличие F#.

Следовательно, формы, используемые для мажорной пентатонической гаммы, могут быть применены и к минорной пентатонической гамме. Однако расположение корневых нот будет отличаться.

Например, если мы рассмотрим форму «E» для минорной пентатонической гаммы, то она начинается с корневой ноты. Если бы мы начали эту форму с 5-го лада, мы бы играли минорную пентатоническую гамму.

Минорная пентатоническая шкала

Основное различие, которое вы услышите, будет зависеть от того, какая нота выступает в качестве тоники.

Транспонирование пентатонической гаммы

Транспонирование шкалы подразумевает ее перенос в другую позицию с сохранением интервалов и характерного звучания шкалы.

Например, если вы выучили мелодию в мажорной пентатонической гамме, но ваш вокалист с трудом дотягивается до нижних нот, вам, возможно, придется транспонировать ее в более высокий ключ, чтобы учесть его вокальный диапазон.

Таким образом, вы обеспечите сохранность мелодии и сделаете ее более доступной для исполнителя.

Хотя транспонирование может показаться темным искусством, оно довольно простое.

Ключ заключается в понимании интервалов между каждой нотой в шкале, что позволяет смещать ноты, сохраняя их правильное расположение на основе этих интервалов.

Процесс прост — вы перемещаете каждую ноту шкалы на тот же интервал, что и начальную ноту.

Так, например, если вы транспонируете мажорную пентатонику в минорную пентатонику и сдвигаете до на минорную терцию, вы примените тот же интервал к остальным нотам.

Следовательно, нота D переходит в F, нота E — в G, и так далее, сохраняя целостность интервалов шкалы на протяжении всего транспонирования.

Как использовать пентатоническую гамму

Поскольку тоническая нота определяет качество гаммы, мажорная и минорная пентатонические гаммы могут применяться в тех же музыкальных контекстах, где используются мажорная и натуральная минорная гаммы, соответственно.

Однако универсальность пентатонических гамм выходит за рамки этих привычных контекстов, предлагая дополнительные возможности, которые не так легко получить с помощью натуральных мажорных и минорных гамм.

Прежде всего, пентатоническая гамма широко распространена в рок- и блюз-музыке. Эта гамма обладает удивительной совместимостью с различными музыкальными элементами, исключительно хорошо гармонируя с мажорными и минорными гаммами, аккордами доминантсептаккорда, церковными ладами и многим другим.

В рок-музыке принято солировать, используя пентатоническую гамму в аккордовых прогрессиях, поэтому если вы начинающий музыкант, который хочет быстро освоить импровизацию рок-соло, эта гамма может стать невероятно ценным инструментом.

Минорная пентатоническая гамма играет незаменимую роль в блюзовой импровизации, и с ней часто знакомят начинающих гитаристов, благодаря ее универсальности и относительно легкой игре.

Давайте рассмотрим несколько причин, по которым мы можем использовать пентатоническую гамму.

Импровизация

Пентатоническая гамма может быть эффективно использована не только в мажорных аккордовых прогрессиях, но и в минорных и классических 12-барных блюзовых прогрессиях.

Благодаря набору согласных нот он демонстрирует приятное звучание при использовании в самых разных музыкальных контекстах.

Если вы хотите убедиться в его многогранности на собственном опыте, я рекомендую вам поэкспериментировать, сыграв пентатоническую гамму на бэк-треке, как показано выше.

Играбельность

Как только вы запомните определенные паттерны пентатонической гаммы на ладах и клавиатуре, вы получите возможность без труда транспонировать их в любую тональность.

Таким образом, вы получите возможность гибко ориентироваться в пентатонической гамме.

Модальная игра

Если вы когда-нибудь изучали теорию музыки, то наверняка слышали о ладах.

Режимы могут показаться сложной темой для новичков, поэтому я настоятельно рекомендую ознакомиться с нашей статьей о музыкальных режимах, чтобы лучше понять их.

Для целей нашего обсуждения пентатонической гаммы церковные лады можно классифицировать как мажорные или минорные.

Мажорные лады включают в себя ионийский, лидийский и миксолидийский лады, все из которых разделяют степени шкалы 1, 2, 3, 5 и 6, а минорные лады — дорийский, фригийский, эолийский и локрийский.

Каждый из основных ладов включает в свою структуру мажорную пентатоническую гамму, что делает мажорную пентатоническую гамму идеальным выбором для сочинения, импровизации или игры на модальных бэк-треках.

Воспользуйтесь его бодрящим характером

Подобно обычной мажорной гамме, пентатоническая мажорная гамма известна своим бодрящим и позитивным качеством.

В ее построении особое внимание уделяется приятно звучащим интервалам, в первую очередь мажорным, которые обычно ассоциируются с позитивом, триумфом, счастьем и т.д.

В отличие от более мрачных и узких минорных интервалов, пентатоническая мажорная гамма намеренно избегает диссонирующих интервалов, что придает ей жизнерадостный и оптимистичный музыкальный характер.

Конечно, стоит отметить, что хотя минорные терции существуют и в пентатонической мажорной гамме, при разумном использовании они могут внести свой вклад в определенный раздел гаммы, чтобы вызвать более темную или грустную атмосферу.

В целом, однако, пентатоническая мажорная гамма излучает преимущественно радостную тональность.

Используйте мажорные и минорные аккорды в нем

Хотя пентатоническую гамму редко используют исключительно для построения гармонических паттернов, могут возникнуть случаи, когда вы захотите опираться исключительно на эту гамму при создании гармонии.

Конечно, присущая пентатонической гамме природа с ее отсутствием определенных интервалов может сделать формирование традиционных мажорных аккордов несколько запутанным. Это означает, что вам необходимо тщательно продумать и творчески подойти к процессу гармонизации и при этом придерживаться ограничений пентатонической гаммы.

Например, в мажорной пентатонической гамме вы найдете только один полный мажорный аккорд, который является тоникой.

Так, в мажорном ключе это соответствует мажорному аккорду (C-E-G), который может стать мощным выбором для разрешения аккордовых прогрессий.

Один из интересных аспектов пентатонической гаммы заключается в том, что она содержит большее количество минорных аккордов по сравнению с мажорными.

Например, в тональности C вы можете образовать неполный аккорд Em с нотами E и G, а также полный аккорд Am с нотами A, C и E.

Использование этих минорных аккордов — отличный способ придать гармоническую глубину и богатство любым композициям, в которых используется пентатоническая мажорная гамма.

Используйте его диссонанс

Хотя строгое следование мажорной пентатонической гамме при построении гармонических последовательностей не всегда приводит к наиболее благоприятным результатам, важно понимать, что суть пентатонических гамм заключается в их простоте.

Однако, несмотря на свою упрощенную природу, эти избранные группы нот могут порождать довольно резкие диссонансные аккорды.

Мне нравится принимать нетрадиционное в музыке, и периодическое отклонение от традиционных гармонических ожиданий в рамках мажорной пентатонической гаммы часто приводит к уникальным и захватывающим аккордовым прогрессиям.

Например, вы можете сыграть комбинацию C, D и E вместе, чтобы создать скрипучий и диссонирующий аккорд, или соединить E, G и A вместе, чтобы получить веселый аккорд Emsus4.

Если вы действительно чувствуете себя дико, то можете даже попробовать сыграть все пять нот пентатонической гаммы одновременно!

Хотя поначалу эти кластерные аккорды могут показаться немного странными, они обладают характерной джазовостью, благодаря отсутствию полутонов и тритонов.

Подход к пентатонической гармонии с этой точки зрения — отличный способ подчеркнуть ее внутреннюю ценность, а не полагаться только на незаконченные и неполные трезвучия.

Исследуя нетрадиционные аккордовые озвучивания и принимая диссонансы в пентатонической гамме, вы откроете для себя невероятные скрытые музыкальные возможности.

Как практиковать пентатоническую гамму

Теперь возникает вопрос, как мне привыкнуть к пентатонической гамме?

Для начала я рекомендую выполнить следующие практические шаги:

Шаг 1: Заучивание пентатонических гамм

Первое, что вам нужно сделать, — это выработать твердое понимание минорной пентатонической гаммы и тщательно запомнить ее.

Применяйте эту гамму в тональном контексте, играя ее как в мажорных, так и в минорных тональностях, используя пентатоническую гамму относительного минора. Вам следует посвятить значительное количество времени практике и знакомству с этой гаммой, поскольку вы сможете использовать ее в, казалось бы, бесконечном количестве контекстов.

Шаг 2: Применение минорной пентатонической гаммы в блюзовом контексте

Минорная пентатоническая гамма — это звучание блюза, и, применяя ее в данном контексте, вы станете гораздо лучше разбираться в этом жанре.

Для начала определите ключ блюзовой прогрессии, в которой вы играете или импровизируете, чтобы выбрать подходящую минорную пентатоническую гамму. Затем найдите на своем инструменте корневую ноту, которая послужит отправной точкой для пентатонической гаммы.

Так, например, если вы играете в тональности ми минор, вам нужно начать с корневой ноты «ми» и использовать ми минорную пентатоническую гамму.

Я настоятельно рекомендую поэкспериментировать с добавлением «синих нот» во время импровизации.

Синие ноты в блюзовых гаммах — это бемольная 5-я и бемольная 3-я. Эти ноты отлично подходят для придания игре характерного блюзового звучания.

Если вы играете на гитаре, изучите различные позиции и паттерны минорной пентатонической гаммы на ладовой доске — это поможет вам охватить более широкий диапазон нот и создать разнообразные мелодические идеи.

Я настоятельно рекомендую найти несколько распространенных блюзовых прогрессий для практики, например, 12-дольный блюз. Как только вы освоите игру пентатонических гамм в разных позициях, вы сможете экспериментировать с различными ритмами, выбором нот и импровизационными идеями, чтобы выработать свой собственный блюзовый стиль.

Шаг 3: Отработка восходящих и нисходящих пентатонических гамм

Чтобы выйти за рамки и придумать более интересные фразы и мелодии, вы должны уметь играть пентатоническую гамму в восходящих и нисходящих паттернах.

Отрабатывая движения вверх и вниз, экспериментируйте с различными ритмическими рисунками. Попробуйте играть прямыми четвертными нотами, синкопированными ритмами или даже триолями. Использование различных ритмов — отличный способ укрепить свои ритмические навыки.

Шаг 4: Выйдите из шкалы

Когда вы наблюдаете за игрой профессионалов, вы не часто видите, как они шаг за шагом продвигаются вверх и вниз по шкале. Если бы это было так, то через некоторое время это стало бы довольно банальным. Вместо этого они находят уникальные способы выйти за пределы шкалы, пропуская струны или клавиши.

Например, если вы играете на струнных инструментах, вы можете потренироваться играть пентатоническую гамму, пропуская струны, чтобы улучшить навигацию по струнам и ловкость рук на ладах.

Аналогичным образом можно переходить к различным интервалам внутри пентатонической гаммы. Например, вы можете играть гамму, начиная с корневой ноты, а затем переходить к октаве или другим интервальным нотам внутри гаммы.

Выходя за пределы пентатонической гаммы

Хотя пентатоническая гамма действительно является простым и эффективным инструментом для создания отличной музыки, опора только на нее в течение всей песни может привести к отсутствию разнообразия и потенциально сделать вашу музыку однообразной.

Конечно, многие песни из хит-парадов в основном опираются на базовое применение пентатонической гаммы, которая может быть эффективной в небольших дозах.

Однако из-за широкого распространения этой шкалы интервалы в ней могут показаться излишне используемыми.

Я хочу сказать, что не стоит полагаться исключительно на пентатонические гаммы. Как только вы овладеете ею, используйте ее экономно. Позвольте себе включать интервалы из других мажорных и минорных гамм.

Это позволит вам сделать музыку разнообразной и увлекательной для слушателей, не позволяя ей стать повторяющейся или предсказуемой.

Если вы время от времени будете добавлять полутон, это может оказать оздоравливающее воздействие на вашу музыку. И нет, выход за пределы пентатонической гаммы не сделает вашу музыку недоступной или атональной. Напротив, даже такое простое изменение может вдохнуть свежую жизнь в ваши мелодии, сделав их намного интереснее для прослушивания!

Учитывая все вышесказанное, даже просто используя многогранность пентатонических гамм, вы можете использовать целый ряд музыкальных возможностей и расширить свою библиотеку знаний как музыканта.

Кнопка "Вернуться к началу"