Создание музыкиТеория

Паттерны в музыке: Что это такое и как их использовать

Теория
Производство

Паттерны в музыке: Что это такое и как их использовать

Паттерны в музыке: Что это такое и как их использовать Паттерны в музыке: Что это такое и как их использовать

Повторение в музыке лежит в основе музыкального производства, и именно оно часто является движущей силой запоминающихся песен, которые остаются в нашей голове на неопределенный срок. Это удивительный феномен, который объединяет всех людей: атавистическое влечение к мелодическим и ритмическим структурам, которые каким-то образом связывают нас всех на заре времен.

Это возможно благодаря паттернам. Мелодичные или ритмичные, паттерны в музыке — это звуковые последовательности, которые способны произвести завораживающий эффект на слушателя, погружая его в звуковой ландшафт, определяемый повторением и эволюцией.

Но что такое музыкальные паттерны, грувы и ритмы? Несмотря на то, что все эти понятия вы воспринимаете как нечто само собой разумеющееся (мы все притопываем ногами, когда слышим приятный ритм или напеваем любимую мелодию), за непреодолимым желанием танцевать под песню стоит четкая структура, и именно о ней мы сегодня и поговорим.

Эта статья призвана объяснить истинную природу музыкальных паттернов и то, как вы можете использовать их для улучшения качества своей музыки. Если вы только начали свой путь в музыкальной композиции или просто хотите лучше понять теорию музыки, мы расскажем вам обо всем.

Определения ритмических и мелодических узоров

Вы наверняка слышали приведенные ниже определения несколько раз за свою школьную карьеру, но стоит освежить их в памяти, прежде чем углубляться в то, как мы можем использовать паттерны для преобразования процесса создания музыки.

Узоры ритма

В двух словах, ритм — это повторяющаяся последовательность звуков или движений, в которой между звуками, составляющими ритм, стоит тишина. Тишина так же важна, как и звуки, создающие ритм, поскольку она придает звуковой последовательности ощущение движения.

Ритмические рисунки могут развиваться, чередоваться, останавливаться и возобновляться; в результате получается сложное движение ритма, которое продвигает песню вперед. Они могут быть простыми или сложными, длинными или короткими, но все они служат одной цели: быть основой песни, которой могут следовать слушатели и которую могут развивать музыканты.

Мелодический узор

Мелодические паттерны, или тональные паттерны, — это последовательности музыкальных нот, расположенных в ритме, которые запоминаются и повторяются в течение долгого времени. Они представляют собой певучий аспект композиции, «крючок», который запоминается слушателями. Они являются неотъемлемой частью популярной музыки.

Эти паттерны могут слегка меняться при каждом воспроизведении, чтобы увлечь слушателя и разнообразить песню. Они являются важнейшим аспектом для создания мотива — короткого ритмического или мелодического отрывка, который повторяется и развивается на протяжении всего произведения, становясь основой или самой важной частью музыкальной композиции.

Что делает музыкальные узоры… узорами?

Как же все эти ноты взаимодействуют и сочетаются друг с другом? Как определить, что ритм-секция звучит слаженно и грувово? Как и в теории музыки, здесь нет четких границ того, что можно и чего нельзя делать с нотами. Когда речь идет о паттернах, необходимо определить структуру композиции, а затем отталкиваться от нее.

Если говорить кратко, то ритмические паттерны создаются путем комбинации нот разной длительности и эмфазы, образуя уникальный грув или вибрацию. Мелодические паттерны, с другой стороны, представляют собой последовательности нот, которые повторяются в одной или разных тональностях, создавая мотивы или темы в композиции.

Узор — это сочетание нескольких факторов, которые делают его уникальным, причем каждый элемент играет свою роль в его определении: небольшая вариация того или иного элемента может вызвать к жизни целое настроение или атмосферу.

В самом широком смысле для шаблона необходимы следующие элементы:

Повторение

Самый главный аспект паттерна — это повторение. Это может быть серия нот, ритм, аккорд или даже прогрессия, которая повторяется на протяжении всего произведения. Важно, чтобы он был узнаваем и запоминался слушателем.

Предсказуемость

Паттерны придают песне ощущение предсказуемости, что очень важно, если вы хотите, чтобы она понравилась слушателям. Слушатели обычно ожидают продолжения или возвращения паттерна, но вы также можете изменить исходный паттерн, чтобы создать напряжение, облегчение или сюрприз.

Последовательность

В ритмическом паттерне последовательность может заключаться в длительности нот и пауз, а в мелодическом — в интервалах между нотами. Если паттерн является основой вашей песни, его последовательность поможет вам развить произведение и внести в него разнообразие, сохранив при этом прочную основу.

Признание

Когда мелодия или ритм запоминаются? Когда она выделяется на фоне остальной части песни настолько, что воспринимается как кульминация, то, вокруг чего тяготеет песня или на чем она основана.

Эти характеристики являются основополагающими как для тональных, так и для ритмических паттернов: чем более узнаваемым и последовательным является паттерн, тем более захватывающим становится произведение для вашей аудитории. Разница между успешным паттерном и тем, который не находит отклика у слушателей, заключается в его способности быть простым и в то же время уникальным. Создать такой запоминающийся паттерн очень непросто, но в следующем разделе мы узнаем, как создать его самостоятельно.

Как использовать узоры для создания музыки

Теперь, когда вы знаете, что определяет паттерн, пришло время испачкать руки и понять, как создать прочный музыкальный паттерн. Чтобы создавать музыку с помощью паттернов, вам нужно использовать ритмические, мелодические и гармонические последовательности для создания прочной структуры вашего трека.

Использование ритмических узоров

Ритмический рисунок — это основа произведения. Это душа грува, поэтому он должен обеспечивать последовательный ритм, которому могут следовать другие музыканты.

Вкратце, ритм определяется темпом, ритмом, метром, акцентами, делениями, синкопацией и паузами:

Темп — это скорость, с которой движется музыка.

Бит — это основная единица измерения времени.

Метр объединяет удары в регулярные наборы.

Акцентирование подчеркивает определенные удары или ноты.

Подразделение разделяет биты на более мелкие единицы.

Синкопация смещает акценты, создавая неожиданность.

Подставки улучшают форму и ощущение ритма.

Если смысл этих элементов вам понятен, значит, вы готовы использовать их для создания различных грувов. Небольшая вариация каждого из этих определяющих элементов может привести к созданию совершенно другого ритма, поэтому возьмите их по очереди и посмотрите, как они могут изменить ваш ритм. Будь вы барабанщиком или бит-продюсером, как только вы поймете, какие факторы определяют ритм, вы сможете превратить обычные ритмические паттерны в уникальные грувы и поднять свое мастерство на новый уровень.

Использование мелодических узоров

Мелодические паттерны — это узнаваемые и запоминающиеся последовательности нот в песне. Эти музыкальные элементы могут повторяться и варьироваться на протяжении всего произведения: вы можете менять ключ, ритм или даже гармонию, пока основной паттерн остается идентифицируемым.

Мелодические паттерны могут принимать различные формы и использоваться по-разному:

Гармонические прогрессии: Последовательность аккордов, повторяющихся на протяжении всего музыкального фрагмента, как, например, популярные I-IV-V-I в блюзе. Гармонический ритм поможет вам воплотить в жизнь мощные и легко узнаваемые прогрессии.

Вариации Изменение ритма, мелодии или гармонии, чтобы увлечь слушателя. Обычно этот прием используется после того, как паттерн уже установлен и узнаваем слушателем.

Структура: Например, куплетно-припевная структура многих поп-песен основана на повторяющихся паттернах как в тексте, так и в музыке. Эти шаблоны помогают слушателям понять и запомнить песню.

Импровизация: паттерн может стать основой для импровизированной музыки, на которую музыканты могут опираться и опираться.

Композиция: Узоры могут быть инструментом для структурирования идей. Новые песни могут начинаться с простого узора, а затем развиваться, добавляя слои других узоров поверх первоначального.

Теория музыки, лежащая в основе ритмических и мелодических узоров

Независимо от того, работаете ли вы над ритмическим или музыкальным рисунком, понимание системы нотной записи имеет фундаментальное значение и поможет вам значительно расширить свои навыки. Она состоит из ряда символов, обозначающих различные длительности нот и отдыха, организованных в рамках временной сигнатуры — «структуры», определяющей количество ударов в мере и значение ноты, приходящейся на один удар.

Именно эта структура позволяет музыкантам понимать время и темп музыки, даже если они не сами сочинили произведение, предоставляя им всю необходимую информацию для воссоздания творческого замысла композитора.

Метр, то есть способ группировки ударов, может быть простым или сложным и добавлять ритмическую текстуру в произведение. Биения также можно делить на более мелкие части, что может пригодиться, особенно в жанрах, где часто встречается синкопирование или необычные ритмические рисунки, например в так называемых прогрессивных жанрах или даже в классической музыке.

Мелодические паттерны, с другой стороны, в основном определяются тоном нот (определяемым их положением на грифе), ключевой подписью и используемым грифом.

Ноты организованы в гаммы, и отношения между ними (интервалы) определяют движение мелодии, переходит ли она от одной соседней ноты к другой или перескакивает через несколько. Эти отношения определяют тональность музыки.

Как практиковаться в создании мелодических и ритмических узоров

Практика делает совершенным, верно? Так что давайте обсудим, как музыкант может отточить мастерство создания мелодических и ритмических паттернов.

Создание запоминающихся ритмических рисунков требует развития чувства времени и понимания различных значений нот и реостатов. В этих поисках метроном должен стать вашим бесценным спутником, а если вы играете на «настоящих» инструментах, ваша ежедневная практика обязательно должна включать упражнения, основанные на метрономе.

Со временем начните экспериментировать с различными временными подписями и научитесь чувствовать характерный грув каждой из них. Это откроет вам доступ к более сложным паттернам, включая синкопирование, нечетные временные подписи и кросс-ритмы — все элементы, которые могут сделать ваши песни уникальными и незабываемыми.

Теперь давайте сосредоточимся на мелодической практике. Начните с гамм и арпеджио, которые являются строительными блоками любой мелодии. Практикуйтесь в разных тональностях и учитесь «чувствовать» свой инструмент. Это займет некоторое время, но в долгосрочной перспективе этот процесс принесет огромную пользу.

Понимание того, как на них строятся мелодии, — первый шаг к профессиональному сочинению музыки: интервалы и уникальные свойства, которые каждый интервал привносит в мелодию, — это не то, что вы можете просто придумать; они основаны на прочной музыкальной структуре, которую вы должны изучить, чтобы развить или расширить свою звуковую палитру.

Как только вы поймете эти основные элементы, настанет время создавать свою собственную музыку.

Ритм и мелодия должны работать в унисон, дополняя друг друга. Вы можете поэкспериментировать с наложением различных ритмических рисунков на определенную мелодию и посмотреть, как этот процесс меняет характер вашего трека. Или наоборот: изменяя мелодию при неизменном ритме, можно показать, как мелодия влияет на эмоциональную вибрацию вашей мелодии.

На этом этапе импровизация часто становится основополагающим аспектом процесса создания музыки. Однако теперь ваша импровизация должна основываться на четких правилах музыкальной композиции, которые вы будете использовать для создания своего собственного фирменного звучания.

Никогда не забывайте записывать себя во время импровизации. Вы не представляете, сколько раз мы с товарищами по группе устраивали умопомрачительный 15-минутный джем-сейшн, а потом обнаруживали, что забыли включить диктофон. Непостоянство — часть любого вида искусства, поэтому обязательно запечатлевайте творческие моменты любым доступным способом.

Прослушивание своего выступления поможет вам оценить последовательность ваших паттернов и подскажет, в каких областях необходимо совершенствоваться. Кроме того, это способствует развитию критического восприятия: слушать, как вы импровизируете, может быть непросто, но это очень важно, чтобы оценить свой уровень и то, насколько вы далеки от своих творческих целей.

В конечном итоге создание паттернов — это не механический, а скорее художественный процесс: самые убедительные паттерны — это не самые замысловатые, а те, которые передают эмоции и связываются со слушателями на более глубоком уровне. Изучите основы, а затем используйте эти знания, чтобы воплотить в жизнь свое творческое видение, не задумываясь о том, насколько вы искусны или техничны.

Заключительные размышления

Надеюсь, это руководство поможет вам поднять свои навыки создания музыки на новый уровень!

Моя последняя рекомендация — не зацикливаться на теории музыки, а постараться понять основные элементы музыкальных паттернов и затем использовать их для воплощения своего художественного замысла. По мере совершенствования ваших навыков вы почувствуете необходимость больше узнать о теории музыки и о том, как создавать незабываемые паттерны: когда придет это время, вы сможете определить, какие знания вам нужны, чтобы отточить свое мастерство и упростить процесс создания музыки.

В следующий раз, когда вы будете слушать песню, потратьте некоторое время на понимание ритмических и мелодических паттернов и попробуйте воссоздать их, используя имеющиеся в вашем распоряжении инструменты и знания. Таким образом, вы расширите свою звуковую палитру и оцените красоту и сложность музыки, которую любите.

Веселитесь!

Кнопка "Вернуться к началу"