Создание музыкиТеория

Микширование фортепиано: 6 советов профессионала для идеального тона

Смешивание
Теория

Микширование фортепиано: 6 советов профессионала для идеального тона

Микширование фортепиано: 6 советов профессионала для идеального тона Микширование фортепиано: 6 советов профессионала для идеального тона

Благодаря широкому диапазону и невероятным динамическим возможностям фортепиано является одним из самых сложных инструментов для записи и микширования.

Если вы микшируете не сольное фортепиано, то вам будет еще сложнее добиться того, чтобы запись фортепиано хорошо сочеталась с другими инструментами в вашем миксе, такими как гитары, вокал или бас. Благодаря тому, что фортепиано присутствует практически во всех частях частотного спектра, у вас есть большая вероятность столкновения и маскировки.

Не стоит забывать и о компрессии, которая является ключевым фактором для того, чтобы ваше фортепиано не выпрыгивало из микса с неконтролируемыми переходными процессами.

Хотя универсального подхода к микшированию фортепиано не существует, есть несколько проверенных советов и техник, которые вы можете использовать в процессе микширования.

1. Получите правильный звук

Существует множество различных стилей фортепиано, и то, как вы смикшируете свое, будет полностью зависеть от его уникальных тональных характеристик. Вы можете использовать популярные фортепианные VST, такие как Keyscape или Vienna Imperial, или записать живое фортепиано в студии.

Прежде чем мы перейдем к части руководства, посвященной микшированию, я хочу рассказать о том, как важно правильно подобрать звук в любой из этих ситуаций, поскольку это избавит вас от множества разочарований в процессе микширования.

Живое фортепиано

Запись потрясающего звука фортепиано требует правильного оборудования и тонкого подхода.

Помните, что фортепиано — очень динамичный инструмент, поэтому вам нужно решить, что именно вы хотите запечатлеть в своем конкретном треке.

Прежде всего, необходимо понять, какое именно фортепиано вы хотите записать. Рояли, пианино и электропианино требуют различных методов записи и настроек, чтобы по-настоящему продемонстрировать их уникальное звучание.

Для роялей крышка играет большую роль в формировании звука.

Откройте крышку полностью, и вы получите более яркий, резонирующий тон. Я часто размещаю пару микрофонов (стереопару) внутри фортепиано, над струнами. XY-конфигурации отлично подходят для получения сбалансированного стереоизображения. Я настоятельно рекомендую использовать конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой, такие как Neumann KM 184s или AKG C414s, которые могут работать в широком динамическом диапазоне и передавать детальные нюансы звучания фортепиано.

Кроме того, у нас есть пианино, которые проецируют звук с задней стороны. Их запись требует иного подхода. Начните с расположения микрофона как сверху, так и снизу пианино, чтобы захватить весь диапазон звуков.

Для этой установки мне нравится сочетание конденсатора с большой диафрагмой, например Rode NT1-A, внизу для захвата басовых нот и конденсатора с малой диафрагмой для высоких нот вверху.

Ключевые факторы, на которые следует обратить внимание

Независимо от того, на каком пианино вы записываете, есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание:

  • Акустика помещения: Помещение, в котором вы записываетесь, может оказать огромное влияние на звучание вашего фортепиано. В идеале нужно записываться в помещении с хорошей акустикой или использовать акустические средства для минимизации нежелательных отражений, если только вы не хотите получить большую естественную реверберацию.
  • Размещение микрофонов: Экспериментируйте с расстоянием и углами расположения микрофонов, чтобы найти оптимальный баланс между чистотой, тональным балансом и стереоизображением.

Фортепиано VST

Если у вас нет доступа к живому фортепиано или возможности записать его, есть сотни отличных VST-версий фортепиано, которые могут придать вам нужный звук и текстуру. Как и в случае с любым другим инструментом, выбор подходящего для вашего трека — ключевой момент.

Для разных жанров часто требуются разные стили фортепиано. В классических или джазовых произведениях вам может понадобиться рояль VST с детальным звучанием и динамическим диапазоном, в то время как в поп- или рок-треках лучше использовать более яркий, обработанный звук, например, пианино с ультракомпрессией.

Вот несколько советов по микшированию VST-пианино, которые я сохранил за годы работы:

  • Вырезать грязь: Большинство фортепианных VST-файлов поставляются с большим количеством дополнительных низких частот, чтобы они звучали полноценно сами по себе. Помните, что, когда вы начнете интегрировать их в микс, вам может потребоваться снизить уровень низких частот с помощью фильтра высоких частот.
  • Добавьте собственный ревербератор: если в фортепианном VST встроен ревербератор, отключите его и используйте свой собственный ревербератор, чтобы лучше контролировать и добиться более цельного звучания с другими инструментами в миксе.
  • Наложение слоев для текстуры: Если вы не можете добиться нужного звучания с помощью одного виртуального пианино, не бойтесь наложить несколько инструментов друг на друга и отрегулировать их эквалайзером, чтобы они работали как единое целое.

2. Работа с отменой фазы

Фазовое сглаживание — очень распространенная проблема, с которой сталкиваются инженеры при микшировании фортепиано с несколькими микрофонами. Конечным результатом фазового сглаживания обычно является тонкий, полый или слабый звук фортепиано.

Проблемы возникают, когда несколько микрофонов используются для захвата разных частей фортепиано, или при наложении разных фортепианных треков и объединении их сигналов.

Поскольку звуковые волны состоят из пиков и впадин, когда две волны находятся не в фазе — то есть пик одной волны совпадает с впадиной другой — они могут аннулировать друг друга, снижая определенные частоты или полноту звука.

Такое рассогласование может быть вызвано разницей в расстоянии от источника звука до каждого микрофона (разность фаз по времени) или взаимодействием схожих частотных компонентов от разных источников.

Хотя лучшим способом решения этой проблемы является стратегическое размещение микрофонов в источнике звука, есть и несколько других способов смягчить фазовые проблемы:

  • Используйте задержку: Если вы заметили проблемы с фазой на дорожках с несколькими микрофонами, вы можете слегка подкорректировать время одной дорожки относительно другой с помощью плагина задержки. Небольшая задержка (несколько миллисекунд) поможет более точно выровнять дорожки и уменьшить фазовое искажение.
  • Инверсия фазы: Иногда, просто перевернув фазу одного трека, можно привести его в фазу с другим. В большинстве DAW есть кнопка инверсии фазы или плагин, который можно использовать для проверки этого.
  • Используйте инструменты для выравнивания фазы: Существует несколько специализированных плагинов, предназначенных для анализа и автоматического исправления фазовых проблем между несколькими дорожками. InPhase от Waves — один из моих абсолютных фаворитов!
  • Выборочный эквалайзер: с помощью эквалайзера можно освободить пространство в конкурирующих частотных диапазонах, чтобы уменьшить фазовые проблемы, минимизировав наложение дорожек друг на друга.

Если вы не уверены, что ваш микс страдает от проблем с фазой, вы можете проверить его в моно. Я часто проверяю свои миксы в моно, чтобы выявить любые проблемы, которые могут быть менее заметны в стерео.

3. Эквалайзер Фортепиано

Если вы работаете над насыщенным миксом, скорее всего, вам не нужен весь диапазон частот, который предоставляет фортепиано, если только оно не является главной точкой фокуса. Именно здесь на помощь приходит эквалайзер. Хотя процесс эквалайзера будет полностью зависеть от записи фортепиано и роли инструмента в процессе, есть несколько общих рекомендаций, которых я предпочитаю придерживаться.

Определите роль фортепиано в миксе

Прежде чем приступать к настройке эквалайзера, определите, какую роль играет фортепиано в вашем треке.

Если он является основным элементом, вам нужно позаботиться о том, чтобы он был ярким и присутствовал в миксе. Если же он играет роль второго плана, возможно, вам придется вырезать некоторые частоты, чтобы освободить место для более важных инструментов.

Общие движения эквалайзера для фортепиано

Если это не сольный фортепианный трек, первое, с чего я обычно начинаю, — это фильтр высоких частот, чтобы избавиться от низкочастотных шумов и звуков, которые не играют существенной роли в звучании. Обычно я поднимаю его в диапазоне от 20 до 100 Гц, в зависимости от того, как он звучит. Оттуда я подхожу к остальному диапазону:

  • Низкие частоты: Хотя я не люблю ничего более теплого и насыщенного, чем рояль, он часто становится виновником столкновения басов и ударов. Если вашему миксу не хватает ясности, обратите внимание на диапазон 200-250 Гц.
  • Средний диапазон: Средний диапазон — это место, где находится настоящий тон и тело вашего фортепиано. Однако в плотных миксах почти каждый инструмент хочет жить именно здесь. Вырезав примерно 300-500 Гц, вы сможете уменьшить грязь. Если фортепиано мешает вокалу или лидирующим партиям, вы можете вырезать диапазон от 1 до 3 кГц.
  • Ясность и присутствие: Примерно от 2 кГц до 6 кГц — вот где проявляется ясность и присутствие фортепиано. Если вам нужно, чтобы оно прорезало микс, мягкое усиление здесь не помешает. Только подходите к этому типу усиления с осторожностью, так как вы можете легко попасть на территорию резкости.
  • Воздух: Небольшое усиление высоких частот от 8 кГц до 12 кГц — лучший способ подчеркнуть артикуляцию и воздух в записи, особенно для сольных фортепианных пьес. Эквалайзеры в стиле Pultec — мои любимые для такого хода.

Главное, независимо от того, с каким фортепиано вы работаете, — это настройка в контексте с остальным миксом. Не делайте описанные выше настройки вслепую и не надейтесь, что они сработают.

4. Сжатие фортепиано

Лучший способ контролировать неуправляемое фортепиано в миксе — это компрессия.

По своей сути компрессор — это инструмент, который может выровнять самые тихие и самые громкие пассажи в треке, чтобы сузить динамический диапазон общего звучания. Способ компрессии фортепиано зависит от его роли в миксе и жанра. Как и в случае с эквалайзером, не существует универсального подхода. Однако есть несколько общих подходов, которые я предпочитаю использовать при компрессии.

Натуральное фортепиано

Если вы микшируете сольное фортепиано или акустическое фортепиано, которое играет ведущую роль в миксе, естественное звучание может быть именно тем, что вам нужно. При таком подходе вам понадобится мягкая компрессия.

Стремитесь к легкому соотношению (около 2:1 — 3:1) и установите порог так, чтобы компрессия включалась только во время громких пассажей. Держите время атаки относительно медленным (от 30 до 50 мс), чтобы пропустить начальные переходные процессы, и используйте среднее время отпускания (от 40 до 100 мс), чтобы сохранить естественное затухание фортепиано.

Для более мягкого, плавного стиля сжатия я предпочитаю использовать мягкое колено, если используемый плагин компрессора позволяет это сделать.

Фортепиано для поп- и рок-музыки

В поп- или рок-песне вы захотите использовать более агрессивную компрессию, чтобы помочь ей пробиться сквозь микс.

Используйте более высокие соотношения от 4:1 до 6:1 с более низким порогом для большей согласованности. Более быстрые времена атаки от 1 до 10 мс помогут усмирить переходные процессы, а более быстрые времена отпускания от 20 до 50 мс придадут удар и энергию, необходимые для того, чтобы занять место в насыщенном миксе.

Использование параллельного сжатия

Если у вашего фортепиано настолько широкий диапазон, что обычная компрессия не справляется, можно попробовать использовать параллельную компрессию. Идея заключается в смешивании несжатого сигнала фортепиано с сильно сжатой версией того же сигнала.

Лучшие компрессоры для фортепиано

Есть несколько плагинов-компрессоров, к которым я часто возвращаюсь при микшировании фортепиано, многие из них лучше подходят для определенных жанров, чем для других.

Для более сильной компрессии в поп-музыке, роке или EDM я обычно использую эмуляцию компрессора 1176, например Universal Audio 1176LN. Он славится быстрым временем атаки и отпускания, что делает его идеальным для управления динамическими пиками фортепиано без подавления его естественной экспрессии. Кроме того, он добавляет приятный оттенок, идеально подходящий для тех случаев, когда фортепиано нуждается в большей зернистости. Вы также можете выбрать другой красочный компрессор, например Empirical Labs Distressor.

Если я хочу получить более естественный и музыкальный звук фортепиано, то вместо него я воспользуюсь эмуляцией LA-2A, например, Waves CLA-2A. Этот оптический компрессор обеспечивает плавное, естественное сжатие, которое отлично подходит для нежного фортепиано. Для чего-то более прозрачного я бы порекомендовал FabFilter Pro-C2. У него бесцветный звук с большим количеством детальных параметров и отличной визуальной обратной связью.

5. Наберите ширину стерео

Лучший способ добиться ощущения ширины при микшировании фортепиано — убедиться, что ваши микрофоны для фортепиано изначально настроены на широкую стереозапись. Среди наиболее распространенных вариантов настройки — XY, ORTF, разнесенная пара и Blumlein, каждый из которых уникален по-своему.

Однако, поскольку это руководство больше посвящено микшированию фортепиано, я предоставлю вам возможность поискать информацию о настройках микрофонов в других местах. А пока давайте рассмотрим несколько способов получить ширину на этапе микширования.

Панорамирование здесь играет ключевую роль. Например, если у вас есть пара с разнесенными микрофонами, вы можете панорамировать ваше фортепиано по стереополю с одним микрофоном, направленным сильно вправо, и другим, направленным сильно влево. Просто убедитесь, что фортепиано звучит равномерно с обеих сторон, чтобы обеспечить баланс по всему стереополю. Убедитесь, что это происходит в контексте с остальной частью вашего микса, чтобы не было ощущения оторванности.

Еще одна отличная техника расширения — обработка середины. С помощью такого эквалайзера, как FabFilter Pro-Q3, вы можете разделить стереозапись на средние (моно) и боковые (стерео) элементы, чтобы обработать их по отдельности. После этого вы можете повысить уровень боковых элементов, чтобы улучшить стереоизображение, не затрагивая центр.

Если у вас монофоническое фортепиано, которое вы хотите распространить по стереополю, воспользуйтесь плагином для расширения стереобазы, например Brainworx bx_stereomaker. Манипулируя фазой, вы можете сделать звучание фортепиано более полным и широким. Только проверьте ваш микс в моно, чтобы убедиться, что чрезмерное расширение не приведет к смене фазы.

6. Выбор правильного ревербератора

Как человек, занимающийся микшированием уже более десяти лет, я могу с уверенностью сказать, что самая большая ошибка, которую я вижу в любительских миксах фортепиано, — это плохой выбор реверберации.

Экспериментировать можно, но чаще всего нужно, чтобы реверберация дополняла стиль музыки и роль фортепиано в ней.

Классическая или сольная фортепианная пьеса, например, «Nuvole Bianche» Людовико Эйнауди, только выиграет от величия реверберации зала.

С другой стороны, более интимные песни, такие как «All of Me» Джона Ледженда, выигрывают от комнатной реверберации. С ним вы получите естественную акустику небольшого помещения, которая дополнит личную лирику песни.

Настройка параметров реверберации

Независимо от того, какой ревербератор вы выберете, вам, скорее всего, придется вносить коррективы, чтобы он вписался в ваш микс.

Во-первых, настройте предварительную задержку ревербератора, чтобы отделить прямой звук от остального влажного сигнала. Таким образом, вы получите всю ясность и артикуляцию фортепиано, но при этом выиграете от пространственного эффекта.

Вы также захотите настроить время затухания, то есть продолжительность реверберации. Короткое время затухания отлично подходит для создания ощущения пространства, не заглушая микс, в то время как длительное затухание может создать более драматический, атмосферный эффект.

Уверенное микширование фортепиано

Микшировать фортепиано нелегко. Это инструмент, который мы все знаем досконально, поэтому, когда он смикширован плохо, люди не сразу понимают, что что-то не так.

Успешный микс для фортепиано — это внимательное прослушивание естественного звучания и использование эквалайзера, компрессии, реверберации и стереоразмещения для усиления этого звука, а не для его изменения.

Конечно, как я уже неоднократно говорил, не существует жестких и быстрых правил, когда речь идет о микшировании фортепиано. Но я часто убеждаюсь, что уважительный подход приводит к тому, что фортепиано сохраняет свой голос и прекрасно проявляет себя в контексте микса.

Послушайте, как другие продюсеры и инженеры используют фортепиано в своих миксах. Монофоническое фортепиано, пронизанное винтажной камерной реверберацией, может оказаться лучшим выбором для вашего микса, чем стереофоническое фортепиано с великолепной реверберацией в зале.

С вышеперечисленными стратегиями в вашем арсенале, я желаю вам всего наилучшего в совершенствовании ваших навыков микширования фортепиано!

Кнопка "Вернуться к началу"