Создание музыкиТеория

Лимитер против компрессора: Все, что вам нужно знать

Смешивание
Производство
Теория

Лимитер против компрессора: Все, что вам нужно знать

Лимитер против компрессора: Все, что вам нужно знать Лимитер против компрессора: Все, что вам нужно знать

Попытка разобраться в различиях между компрессорами и лимитерами может оказаться непростой задачей, если вы совсем новичок в микшировании. Поверьте, я это понимаю. Даже после более чем десятилетнего опыта микширования и продюсирования в динамических процессорах все еще есть вещи, которые ставят меня в тупик.

Компрессия и лимитирование могут быть чрезвычайно тонкими по сравнению с другими, более очевидными формами обработки, такими как задержка, реверберация или модуляция. Несмотря на это, практически в каждой популярной песне за последние шесть десятилетий в той или иной форме использовались компрессия или лимитирование, так что их важность трудно переоценить.

Несмотря на то, что между этими двумя процессорами много общего, есть несколько принципиальных различий, о которых важно знать, и знание этих различий может повысить качество ваших миксов.

Что такое компрессор?

Для начала давайте разберемся, как работает компрессор.

Компрессор уменьшает динамический диапазон аудиосигнала, который представляет собой разницу между самыми тихими и самыми громкими частями сигнала:

Динамический диапазон одного аудиосигнала по сравнению с динамическим диапазоном другого может варьироваться в довольно широких пределах. Некоторые сигналы дико динамичны, а другие — нет. Однако даже те сигналы, которые сами по себе не очень динамичны, могут довольно сильно меняться по громкости на протяжении всего трека.

Инженеры часто применяют компрессию к сигналам с высоким динамическим диапазоном, чтобы выровнять общую громкость.

Подумайте о вокальном треке. Певец может быть тихим и шепотом во время куплетов, а затем извергаться во время припевов. В этом случае наличие компрессора может стать невероятно ценным инструментом.

Когда вы сжимаете громкий вокал, вы уменьшаете громкие части, а тихие поднимаете.

Как работают компрессоры?

Итак, мы знаем, что компрессоры предназначены для уменьшения динамического диапазона сигнала, но что происходит под капотом, что заставляет это делать?

Большинство компрессоров имеют несколько различных параметров, в том числе:

  • Порог
  • Время атаки
  • Время выхода
  • Соотношение
  • Усиление макияжа

Некоторые компрессоры, например знаменитый оптический компрессор LA-2A, не имеют регулируемого времени атаки и отпускания, а также современные плагины компрессоров, такие как FabFilter Pro-C2, которые предлагают дополнительные элементы управления, такие как настройки «lookahead» и «knee».

Однако сейчас мы просто представим, что перед нами компрессор с пятью основными параметрами, указанными выше.

Порог

Порог — это уровень, при котором компрессор включается и начинает сжимать сигнал. Вы можете настроить пороговый уровень в зависимости от входящего сигнала. Например, если порог равен -10 дБ, все, что ниже этого порога, не будет сжиматься.

Однако как только уровень входного сигнала превысит -10 дБ, компрессор уменьшит его.

Нападение и освобождение

Атака определяет время отклика компрессора и то, какая часть начального переходного процесса или удара проходит через компрессор без его зажатия.

Чем медленнее атака, тем большая часть переходного процесса проходит через нее. Настройки медленной атаки могут сделать сигналы более пробивными и агрессивными.

С другой стороны, более быстрое время атаки ослабляет сигнал, как только он переходит порог, что идеально подходит для усиления звучания и сохранения контроля над ситуацией. Однако если слишком сильно надавить на сигнал с помощью быстрого времени атаки, его можно задвинуть слишком далеко в микс.

Затем наступает время выпуска.

Релиз определяет, как долго сигнал остается сжатым после включения компрессора.

Медленное время отпускания отлично подходит для отодвигания инструментов назад в миксе и сглаживания сустейна для более динамичного управления, а быстрое время отпускания может увеличить воспринимаемую громкость и сделать звук более агрессивным и захватывающим.

Соотношение

Коэффициент — это степень сжатия сигнала, измеряемая в децибелах.

Допустим, у нас есть соотношение 2:1. Это соотношение означает, что при превышении порога на 2 дБ уровень сигнала будет снижен на 1 дБ. Точно так же, если сигнал превысит порог на 10 дБ при соотношении 2:1, уровень будет снижен на 4 дБ, и так далее.

Чем выше значение коэффициента, тем очевиднее будет звучать компрессия.

Усиление макияжа

Коэффициент усиления — это последний этап в цепи компрессии, который призван компенсировать громкость, потерянную на этапе ослабления. В некоторых компрессорах используются измерительные приборы, которые показывают, сколько усиления вы убрали в дБ, чтобы вы могли точно отрегулировать выходную громкость для поддержания стабильного уровня громкости.

Что такое ограничитель?

Лимитеры во многом похожи на компрессоры, поскольку у них тоже есть пороги. Однако порог лимитера работает несколько иначе.

Лимитеры предназначены для того, чтобы не дать сигналу превысить установленный порог. Допустим, вы применяете лимитер с порогом 0 дБ к вашей микс-шине. Этот лимитер не позволит миксу превысить порог 0 дБ.

Многие называют этот лимитер «кирпичной стеной», и это вполне подходящее название, поскольку чрезвычайно высокое соотношение делает его похожим на непроницаемый аудиобарьер. Любой сигнал, который достигает порога на лимитере «кирпичная стена», автоматически подвергается компрессии, сжимаясь обратно.

Хотя это может показаться очень похожим на сжатие, ключевое различие заключается в соотношении.

Компрессоры используют более низкие коэффициенты, так что при превышении порога громкости сбивается только часть сигнала. В лимитерах, напротив, используются высокие коэффициенты, например 10:1 и выше.

Использование лимитера и компрессора в миксе

Теперь, когда вы хорошо понимаете основную разницу между лимитером и компрессором, давайте рассмотрим, в каких случаях вы можете использовать любой из этих инструментов в своем миксе.

Обычно я обращаюсь к компрессору, если мне нужно сгладить пики инструмента и обеспечить более динамичный контроль в миксе. Однако если мне нужно регулировать общий выход конкретного инструмента, шины или всего микса, я обращусь к лимитеру.

Конечно, жестких правил в смешивании не существует, но эти общие рекомендации помогут вам, когда вы застрянете в процессе принятия решения.

Когда использовать компрессор в миксе

Чаще всего я использую компрессоры на отдельных дорожках и шинах в миксе, хотя небольшая компрессия на мастер-шине тоже не редкость.

Помимо вокала, один из инструментов, на котором я почти всегда использую компрессию, — это бас-гитара.

Хотя некоторые бас-гитары могут выиграть от лимитирования, особенно если они находятся в плотном миксе и должны выступать в качестве прочного, низкочастотного фундамента, а не динамического элемента, в большинстве случаев я использую компрессию, если пытаюсь сдержать динамику.

Высокий коэффициент лимитера может чрезмерно сжать бас-гитару, раздавив ее до смерти и оставив плоский, безжизненный звук. С другой стороны, умеренное соотношение компрессора позволяет тонко контролировать громкость баса, делая его более слышимым для слушателя.

Так стоит ли использовать компрессор на каждом треке в миксе?

Иногда — да. Иногда нет.

Решение зависит от общего стиля вашего микса.

Более естественно звучащие жанры, такие как классика, фолк и джаз, должны иметь динамический диапазон. Поэтому минимальная компрессия или ее отсутствие в миксе могут быть лучшим вариантом. И наоборот, музыка, которая должна быть более яркой, например, поп-музыка, металл, рок или EDM, часто имеет тонны компрессии во всем миксе.

Сильная компрессия позволяет инженерам получать сверхгромкие миксы без пиков.

Большинство современной поп-музыки, которую вы слышите по радио, очень динамично, поэтому не бойтесь использовать сильную компрессию, чтобы элементы вашего микса не расходились.

Когда использовать лимитер в миксе

В большинстве случаев вы применяете лимитер к шине микширования.

Если вы только продюсируете трек или сводите его, я бы посоветовал не ограничивать свой микс и оставить это на усмотрение мастеринг-инженера. Однако если вы хотите услышать, как ваш микс будет звучать на полной громкости, чтобы сравнить его с профессионально изданными треками, или если вы отправляете микс клиенту и хотите, чтобы он услышал, как он будет звучать после мастеринга, использование лимитера на мастер-шине может добавить немного дополнительного волнения.

Конечно, если вы занимаетесь мастерингом песни, то ставить лимитер в самый конец цепи — это уже совсем другое дело. Я не могу вспомнить ни одной песни, которую я мастерил за 10 с лишним лет своей профессиональной работы, и в которой я не использовал бы лимитер.

Основная цель лимитера — повысить максимальный уровень вашего микса без искажений.

Обратите внимание, что при мастеринге ограничение должно быть довольно тонким. Обычно (хотя и не всегда) я стремлюсь к снижению усиления на 1-3 дБ во время самых громких фрагментов песни, над которой работаю.

В некоторых более тяжелых миксах может потребоваться большее снижение усиления, а в некоторых — меньшее.

Главное здесь — внимательно прислушаться, чтобы понять, не «перекачивает» ли микс из-за слишком горячего лимитера. Ваш лимитер должен укрощать пики по мере их появления, а не выжимать жизнь из всей песни.

Использование лимитера на отдельных дорожках

Хотя в основном я использую лимитер для работы с шиной микса или конечным выходом, бывают случаи, когда я применяю его к отдельным инструментам или шинам инструментов, если мне нужен дополнительный контроль.

Например, если мне нужно, чтобы бас служил только основой микса без какого-либо динамического диапазона, я поставлю на него лимитер. Опять же, будьте осторожны, чтобы не внести пампинг, ограничивая бас слишком сильно.

То же самое относится и к трекам тяжелых барабанов, особенно в рок- и метал-миксах. Вы можете заметить, что ударные слишком динамичны, то и дело выскакивая из трека. Простой способ борьбы с этим — добавить лимитер и настроить его таким образом, чтобы он снижал усиление только в те моменты, когда звучат эти непокорные улитки.

Бывают случаи, когда я применяю лимитер к вокалу, особенно в поп- или рок-миксах, где мне нужна серьезная последовательность. Я использую компрессию для контроля большей части динамики и обрезаю примерно 1-2 дБ вокала в конце цепочки с помощью лимитера.

Заключительные мысли — лимитер против компрессора

Вот она, реальная разница между лимитером и компрессором.

Существует множество различных стратегий компрессии, от клеевой до параллельной и т. д., и все вышеперечисленное — лишь верхушка айсберга. Однако теперь вы должны знать, когда следует обратиться к компрессору и лимитеру, не затрачивая на микс больше умственных способностей, чем необходимо.

Кнопка "Вернуться к началу"