Создание музыкиТеория

Компрессия баса: Определяющее руководство

Смешивание
Теория

Компрессия баса: Определяющее руководство

Компрессия баса: Определяющее руководство Компрессия баса: Определяющее руководство

Бас — основа любого отличного микса. Без стабильного, плотного низкого конца трудно добиться той пробивной силы и глубины, которую мы так любим в профессиональных миксах.

К сожалению, добиться правильного звучания баса в миксе (особенно если это бас-гитара или записанный басовый синтезатор) может быть непросто. Приходится беспокоиться о широком динамическом диапазоне, и для того, чтобы его укротить, требуется определенное мастерство.

Однако, научившись правильно использовать компрессию баса, вы сможете сгладить изменения в громкости, придать треку общий грув и движение, а также придать ему характер, необходимый для того, чтобы пробиться сквозь микс.

Сегодня мы рассмотрим, как скомпрессировать бас, чтобы вы могли начать создавать профессиональные миксы, не уступающие тем, что вы часто слышите на радио.

Давайте покопаемся!

Зачем сжимать бас

Одна из основных причин, по которой мы сжимаем бас, — это контроль динамического диапазона в треке. Однако, не ограничиваясь этим, мы также любим использовать компрессию для того, чтобы она вписывалась в общую аранжировку или постановку.

К сожалению, это также означает, что не существует универсального подхода к компрессии баса, поскольку в первую очередь необходимо учитывать трек и то, что он требует. Любой, кто скажет вам, что у него есть «секретные настройки компрессии баса», которые работают всегда, явно не знает, о чем говорит.

При этом есть несколько моментов, которые я люблю учитывать каждый раз, когда чувствую необходимость применить компрессию к басу.

Вот список причин, по которым вам может понадобиться компрессия баса в вашем миксе:

Выравнивание динамики производительности

Если вы сводите трек бас-гитары, записанный басистом-любителем, вы можете столкнуться с тем, что вы пытаетесь придать ему динамику, которая разнится во всех направлениях. Некоторые ноты могут быть слишком громкими, а другие — отставать от остального микса.

Даже опытные игроки находятся во власти режимов помещения и характеристик басового усилителя, которые могут подчеркивать одни ноты и приглушать другие.

Именно здесь на помощь приходит компрессия бас-гитары. Она выравнивает динамический диапазон, чтобы каждая нота была слышна и ощущалась так же сильно, как и остальные.

Обеспечивает больше ритма и ритмичности

Я часто сталкиваюсь с тем, что работаю с басовыми элементами, которые отлично звучат сами по себе, но при включении в микс им не хватает грува и ощущения замкнутости, которые необходимы, чтобы выделиться в миксе.

Теперь мы можем использовать различные средства, чтобы получить басовый звук с большим количеством грува.

Например, мы можем настроить параметры атаки и отпускания компрессора, чтобы бас звучал более напористо, используя медленную атаку и быстрое отпускание. Или же, если бас уже имеет слишком тяжелый переходный процесс на переднем фронте, мы можем настроить атаку немного быстрее, а релиз — немного медленнее, чтобы придать ему более гладкое звучание.

О грязных подробностях мы расскажем позже.

Добавьте характер басу

Иногда бывает так, что бас звучит слишком чисто для того микса, над которым вы работаете. Это особенно верно, если вы записали свой бас DI без звука усилителя, чтобы привнести более богатые гармонические оттенки.

Некоторые компрессоры выделяются не только тем, что ограничивают динамику, но и тем, что придают звуку особые оттенки. Один из лучших примеров таких компрессоров — компрессор 1176 FET, который я использую на басу практически в каждом миксе, где требуется немного «омфа».

Конечно, у нас также есть компрессоры vari-mu и оптические ламповые компрессоры, которые имеют свое собственное звучание, но общая идея заключается в том, что эти инструменты, наряду с насыщенностью, могут придать вашему басу дополнительную пикантность, необходимую для его выделения.

Резонансы и аномалии

Я смешивал множество басов, у которых определенные позиции ладов или ноты резонировали сильнее, чем другие, а другим позициям ладов не хватало вибрации и веса, которые я люблю называть «мертвыми зонами».

Компрессия — один из лучших инструментов для сглаживания этих аномалий, особенно многополосная компрессия, которую можно использовать для уменьшения чрезмерного резонанса в определенных областях. О том, как использовать многополосную компрессию на басу, я расскажу чуть позже.

Понимание параметров сжатия

Прежде чем мы перейдем к компрессии баса, я хочу убедиться, что вы имеете представление о различных параметрах компрессии, которые можно встретить в большинстве плагинов, и о том, как их использовать.

  • Порог: Настройка порога устанавливает уровень, измеряемый в dBFS, при котором включается компрессор. Любая часть сигнала (ваш бас), которая проходит через порог, будет уменьшена, в то время как любая часть сигнала ниже порога останется незатронутой.
  • Соотношение: Коэффициент определяет степень ослабления громкости или снижения усиления сигнала после того, как он превысит порог. По сути, чем выше соотношение, тем значительнее уменьшение усиления. Соотношение измеряется в децибелах на входе и децибелах на выходе, то есть соотношение 4:1 означает, что на каждые 4 дБ сигнала, превышающего порог, на выход будет поступать только 1 дБ этого сигнала. 4:1 — это относительно среднее соотношение, а 10:1 — высокое.
  • Атака: Настройка атаки — это количество времени, которое требуется компрессору, чтобы начать действовать, когда сигнал превысит порог. Быстрая атака срабатывает сразу же, оттесняя сигнал назад в микс и сглаживая звук, а медленная атака позволяет переходному процессу пробиться наружу, делая сигнал более пробивным.
  • Release: Параметр release определяет скорость, с которой компрессор восстанавливает исходную громкость сигнала после того, как она опускается ниже порога. Медленное высвобождение обычно лучше для более плавной и прозрачной компрессии, в то время как быстрое высвобождение лучше для более резкой компрессии.
  • Колено: Колено влияет на реакцию компрессора по мере приближения сигнала к порогу. Не все компрессоры имеют регулируемые настройки колена, некоторые, например LA-2A, имеют встроенную мягкую компрессию колена, то есть они постепенно начинают компрессию по мере приближения сигнала к порогу, что делает звук более мягким. Компрессор с жестким коленом будет звучать более агрессивно.
  • Makeup Gain: После сжатия сигнала необходимо увеличить его общую громкость или усиление, чтобы он был на том же уровне, что и до сжатия.

Как сжать бас

Степень компрессии, которую вы применяете к своему басу, зависит от жанра или стиля.

Более тяжелые и обработанные жанры, такие как хип-хоп, поп-музыка, рок, EDM и металл, обычно имеют интенсивные низкие частоты, которые требуют большей компрессии для сглаживания. С другой стороны, более легкие жанры, такие как фолк, джаз и акустическая музыка, могут не нуждаться в компрессии, поскольку они должны звучать более «открыто».

Стиль музыки, над которой я работаю, часто влияет на то, какой тип компрессора я использую, хотя окончательный выбор полностью субъективен.

Многие рок-продюсеры предпочитают надежные аппаратные эмуляции, такие как компрессоры типа 1176, в то время как многие современные поп- или EDM-продюсеры могут выбрать что-то более хирургическое, например, Pro-C2 от FabFilter.

Хотя я не могу точно сказать вам, как скомпрессировать конкретный бас, над которым вы работаете, я могу предоставить вам пошаговый процесс, который поможет вам найти правильные настройки для вашего микса.

Знай свой басовый трек

Прежде чем приступить к применению компрессии, прослушайте необработанный басовый трек и определите, что, по вашему мнению, ему нужно. Есть ли определенные области, где ноты слишком выделяются или отступают назад в миксе? Хотите ли вы выжать из нее всю жизнь, чтобы создать прочный фундамент для низких частот, или динамика каждой ноты должна дышать вместе с песней?

Суть в том, чтобы иметь план, прежде чем включать компрессор и набирать настройки в произвольном порядке.

Также убедитесь, что уровень баса соответствует вашему треку. Выровняйте уровни, и, возможно, вы поймете, что на самом деле вам не нужно так много компрессии.

Опустить порог

Опустите порог так, чтобы компрессор начал действовать на самых громких нотах. Мне нравится начинать с 3-4 дБ компрессии и слушать, не нужно ли больше. На более тяжелых треках нередко продюсеры используют 10-15 дБ компрессии баса в целом.

Настройте соотношение

Подберите правильную степень сжатия. В большинстве случаев 4:1 является достойной отправной точкой. Однако для более тяжелых треков может потребоваться более высокий коэффициент, а для более легких — более низкий. Если вам трудно расслышать, что делает коэффициент, вы можете опустить порог до конца, чтобы получить 10 или более дБ компрессии, пролистать различные настройки коэффициента, пока не найдете ту, которая вам нравится, и поднять порог до исходной точки.

Установите время атаки

Далее мы настроим время атаки в зависимости от характеристик вашего баса.

Если вы хотите получить более насыщенный звук, вам следует использовать чуть более медленную атаку (около 40-50 мс), чтобы пропустить через себя переходные процессы баса. Эта настройка отлично подходит для фанк-баса, слэп-баса или баса с медиатором а-ля Пол Маккартни. Если вы хотите получить более округлый или гладкий звук, можно использовать более быстрое время атаки. Это также поможет избавиться от слишком резких переходных процессов.

Для меня быстрая атака обычно составляет около 10-30 мс.

Установите время выпуска

Далее мы хотим установить время выпуска.

Некоторые инженеры устанавливают этот параметр в соответствии с темпом и ритмом трека. Идея заключается в том, чтобы игла или уровень на измерителе уменьшения усиления возвращался к 0 в такт с треком после ослабления каждой ноты. В противном случае компрессия будет задерживаться и зажимать более тихие ноты после громких, которые в этом не нуждаются.

Более короткое время отпускания прекращает ослабление вскоре после того, как сигнал опускается ниже порога. Если вы хотите получить пробивной звук или работаете с более быстрой басовой линией, более короткое время отпускания будет более идеальным.

Более длительное время отпускания удерживает уменьшение усиления дольше, обеспечивая более ровное и продолжительное звучание. Я часто использую длительное время отпускания для баллад или когда хочу, чтобы длинные ноты оставались более последовательными.

Единственное, что я хотел бы отметить, это то, что если вы установите слишком быстрый выпуск, это может привести к появлению артефактов накачки или искажения, так что будьте осторожны и используйте свои уши.

Отрегулируйте колено

Если в вашем компрессоре есть такая функция, вам нужно настроить колено.

Колено компрессора — это то, с чем я боролся в течение многих лет, будучи начинающим инженером, хотя лучше всего я понял его, думая о нем как о форме перехода между несжатым и сжатым сигналом.

Более жесткая настройка «колена» приведет к быстрому отклику на компрессию, то есть как только сигнал пересечет порог, она начнет работать. В результате вы получите немедленное снижение усиления при немного меньшей прозрачности. Этот тип настройки лучше всего подходит для более тяжелых жанров, таких как поп или рок.

Однако если вы хотите добиться более естественного звучания, вам стоит обратить внимание на более мягкое колено. Переход от несжатого к сжатому более плавный, что делает его хорошо подходящим для естественных стилей музыки, таких как фолк или джаз.

Усиление макияжа

Когда вы будете удовлетворены звучанием компрессии, отрегулируйте коэффициент усиления, чтобы он соответствовал уровню выходного сигнала без компрессии. Это можно сделать, несколько раз отключив и включив плагин, чтобы убедиться, что их уровни совпадают.

Почему мы это делаем?

Многие компрессоры автоматически увеличивают громкость сигнала при его применении, делая его более громким. Наш мозг устроен таким образом, что заставляет нас думать, что более громкие сигналы звучат лучше, поэтому легко применить слишком сильную компрессию и поверить, что сигнал звучит лучше, чем несжатый, просто потому, что он громче.

Сравнивая уровни сжатого и несжатого сигналов, мы можем сравнить их, чтобы определить, приносят ли наши настройки пользу нашему миксу или ухудшают его.

Сколько компрессии использовать на басу

Один из вопросов, который я часто задаю себе, звучит так: «Насколько сильная компрессия басов — это слишком сильная компрессия?».

После многих лет работы профессиональным продюсером и микс-инженером я могу сказать, что однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Для начала необходимо учесть общий динамический диапазон басового трека.

Велики ли колебания между нотами? Если да, то вам, вероятно, нужно больше компрессии.

Также следует обратить внимание на жанр.

Как я уже говорил, некоторые жанры, такие как рок, поп, хип-хоп и EDM, требуют большей компрессии, чтобы оставаться зафиксированными.

Я рекомендую послушать несколько ваших любимых песен в разных жанрах и почувствовать, как реагирует бас. Ощущается ли он как плоский кирпич низкочастотного звука, служащий фундаментом для всего остального, или же он свободен и открыт без особого контроля?

Учитывая все вышесказанное, у меня есть несколько общих настроек, с которых я предпочитаю начинать работу с определенными жанрами. Ни один из них не является Евангелием, но я рекомендую использовать их как отправную точку и корректировать по своему усмотрению.

Рок и поп

Для типичного рока и поп-музыки я часто предпочитаю использовать умеренно высокое соотношение, чтобы сделать звучание баса как можно более последовательным.

Среднее время атаки (около 30 мс) часто хорошо подходит для контроля переходных процессов без их подавления, в то время как более быстрое время отпускания может обеспечить отзывчивость вашего компрессора.

Не бойтесь использовать компрессию баса до 8-10 дБ и более, если этого требует трек.

EDM или хип-хоп

При сведении EDM или хип-хопа я часто предпочитаю использовать более высокий коэффициент компрессии (от 6:1 до 8:1) и быстрое время атаки, чтобы максимально контролировать переходные процессы, не теряя при этом пробивности. Быстрое время отпускания обычно хорошо для быстрого восстановления между нотами, особенно на бас-линиях, которые много двигаются, например, часто звучащих в хаус-музыке.

То же самое касается басов 808 с тонной движения в хип-хопе или трэп-битах.

Фанк

В музыке фанк, блюз или мотаун часто нужна плотная и грувовая басовая линия.

Средняя атака поможет подчеркнуть напористость баса, контролируя переходные процессы, чтобы обеспечить плотный ритм, а более быстрое отпускание не даст нотам затянуться под компрессию предшествующих им нот.

Начните с соотношения 4:1 и компрессии в пределах 3-6 дБ.

PRO TIP: Если вы чувствуете, что вам нужно больше, чем 6 дБ компрессии, я рекомендую использовать последовательную компрессию, которая предполагает последовательное применение нескольких компрессоров для достижения более тонкого и контролируемого звучания. Вы можете использовать первый компрессор для устранения сильных переходных пиков, а второй компрессор — для сглаживания и добавления последнего кусочка контроля.

Джаз или фолк

Джаз, фолк, блюз и акустическая музыка авторов-исполнителей часто требуют более естественного и динамичного звучания низких частот, поэтому вам нужно использовать более низкие коэффициенты и более медленное время атаки, чтобы сохранить естественные качества записи.

Медленное время срабатывания, как у оптических компрессоров типа LA-2A, отлично подходит для этой цели. Добейтесь компрессии не более 3-4 дБ и используйте автоматизацию усиления для более прозрачного устранения сильных динамических изменений.

Лучший плагин для компрессии баса

Я не сомневаюсь, что в вашей DAW есть встроенный плагин компрессора, который вы можете использовать для фиксации баса. Честно говоря, если вы знаете, как им пользоваться, вам больше ничего и не нужно. Однако в зависимости от музыки, которую вы делаете, вы можете столкнуться с басовыми звуками, которым нужно немного больше характера.

Эмуляции аппаратных компрессоров предлагают аналоговую теплоту, окраску, гармоническое искажение и отличительные характеристики звука, которые вы можете использовать, чтобы добавить интерес к вашей музыке. Самое главное, что следует отметить, — это то, что, поскольку эти компрессоры обладают уникальными характеристиками, не все из них подходят для каждого жанра или стиля.

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее популярных типов компрессоров и причины, по которым вы можете предпочесть их другим.

FET-компрессор

Компрессоры FET (Field-Effect Transistor) — одни из наиболее часто используемых для компрессии баса, поскольку они имеют естественное быстрое время атаки, что позволяет придать басовым трекам напористость и агрессивность.

Они особенно хороши для рок- и поп-музыки, когда нужно получить плотные низкие частоты.

Waves CLA-76 всегда был для меня основным плагином FET-компрессора, хотя на рынке существует множество других. Я рекомендую поискать эмуляцию компрессора 1176 и посмотреть, какой из них подойдет вам.

Оптический компрессор

Оптические компрессоры находятся на противоположном конце спектра, предлагая более плавный и прозрачный стиль компрессии. LA-2A — яркий пример знаменитого оптического компрессора, для которого можно найти множество плагинов-эмуляторов, один из моих любимых — Universal Audio LA-2A.

Благодаря медленному отклику они отлично подходят для естественных стилей музыки, таких как джаз, фолк, блюз или мягкая инди-музыка.

Компрессор VCA

VCA-компрессоры также отлично подходят для чистой и прозрачной компрессии, хотя они работают немного быстрее, чем оптические компрессоры, и отлично подходят для более пробивных басовых звуков. Поищите эмуляторы DBX-160.

Компрессор Vari-Mu

Если мне захочется придать своему басу олдскульный, винтажный ламповый звук, я воспользуюсь компрессором с вари-мувом, например эмуляцией Fairchild 670. Этот компрессор известен своей теплотой и окраской, и был особенно популярен в музыке 60-х годов.

Использование сайдчейн-компрессии на басу

Вы наверняка уже слышали термин «сайдчейн-компрессия», и это потому, что она может быть невероятно мощным инструментом для укрощения и формирования низких частот.

Большинство продюсеров используют его для создания разделения между низкочастотными элементами микса, такими как кик-барабан и бас, так как он предотвращает их столкновение друг с другом. Слишком сильное усиление низких частот — и в итоге вы получите грязный микс. Однако с помощью боковой цепочки компрессии можно создать динамическое взаимодействие между басом и кик-барабаном, чтобы низкие частоты баса не маскировали влияние кика.

При смешивании кика и баса вы хотите, чтобы у каждого из них было свое определенное пространство.

Идея заключается в том, что при каждом ударе кик запускает компрессию на басе, чтобы быстро уменьшить его громкость, и тогда кик сможет сиять без помех.

Продюсеры электронной музыки популяризировали эту технику, хотя вы можете услышать ее практически в любом жанре музыки.

Вот небольшое пошаговое руководство по его настройке:

  • Найдите компрессор с функцией сайдчейна: Большинство стоковых компрессоров имеют функцию сайдчейна .
  • Вставьте компрессор на басовый трек: Установите плагин компрессора на басовую дорожку и включите вход sidechain. В Pro Tools это выглядит как клавиша, хотя в других DAW это может выглядеть по-другому. Ключ» позволит компрессору получать входной сигнал с другой дорожки (для баса это обычно ударная установка).
  • Направьте кик на вход сайдчейна: Направьте сигнал кика на шину, предназначенную для сайдчейна.
  • Точная настройка параметров: Настройте параметры компрессии так, чтобы бас реагировал на удар при каждом ударе. Для большей тонкости можно выбрать соотношение 4:1-5:1, быструю атаку и сброс, а также компрессию баса на 3-4 дБ при каждом ударе. Если вы хотите получить более очевидный эффект (такой, какой вы обычно слышите в EDM-музыке), вы можете понизить порог, чтобы получить большее снижение усиления, и приурочить выброс к треку.

Использование многополосной компрессии на бас-гитаре

Если я имею дело с действительно нестабильными низкими частотами на моем басу, я использую многополосную компрессию, чтобы зафиксировать их.

По сути, многополосная компрессия позволяет выделить определенные диапазоны частот, чтобы сжимать их независимо друг от друга, что дает вам больше контроля и гибкости при динамической обработке.

Одна из моих основных техник многополосной компрессии — выделение низких частот на басу, чтобы сжать их отдельно от высоких. Я часто фиксирую частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы убедиться, что каждая нота имеет одинаковую воспринимаемую громкость.

Как правило, средние атака и отпускание делают свое дело.

Это очень важно для сохранения ясности и четкости низких частот, особенно при работе с дозвуковыми частотами, которые могут мешать другим элементам в миксе. Обычно я стараюсь получить около 4-6 дБ постоянной компрессии низких частот и регулирую усиление грима так, чтобы оно было как можно более равномерным.

Использование параллельной компрессии баса

Если мне нужно получить стабильное звучание баса, сохранив при этом динамический диапазон или открытость баса без компрессии, я использую параллельную компрессию.

Эта техника предполагает смешивание сильно сжатой версии басового сигнала с оригинальным несжатым сигналом, что позволяет получить всю толщину, ударность и устойчивость, которые можно получить при сильной компрессии, не подавляя нюансы натурального баса.

Хотя вы можете использовать ручку mix в любом плагине компрессора, где есть такая ручка, чтобы настраивать параллельную компрессию, мне обычно нравится создавать дубликат баса в DAW, сильно компрессировать его и смешивать с ним. Таким образом, я могу обрабатывать сжатый сигнал по своему усмотрению и смешивать его с тем, что мне нужно в той или иной секции.

Заключительные мысли — использование компрессии баса как профессионал

Половина цели глубокого понимания компрессии баса заключается в том, чтобы знать, как избежать ошибок в компрессии баса, например, использования настолько сильной компрессии, что бас звучит безжизненно, или выбора неправильного времени атаки и отпускания для трека.

Чтобы научиться слышать компрессию, потребуется время, но чем больше вы будете экспериментировать с параметрами и активно слушать, что они делают, тем лучше будут звучать ваши миксы.

Опираясь на полученные знания, вы станете еще на один шаг дальше от любителя-микшера и на один шаг ближе к профессионалу. Держите это руководство при себе и ссылайтесь на него каждый раз, когда занимаетесь микшированием!

Кнопка "Вернуться к началу"