Создание музыкиТеория

Как писать басовые партии как профессионал

Написание песен
Теория

Как писать басовые партии как профессионал

Басовая линия — один из самых важных элементов любой песни: она задает ритм, ключ и создает связную канву для остальных инструментов и вокальных партий. Тем не менее, создание эффективных и запоминающихся басовых линий может быть довольно пугающим для новичков в музыкальном производстве.

К счастью, мы подготовили исчерпывающее руководство о том, как писать басовые партии, как профессиональные музыканты. Независимо от того, любите ли вы электронную музыку или рок-стандарты, ниже мы опишем основные принципы баса.

Понимание роли бас-гитары

Бас-гитара играет более важную роль в музыкальном производстве, чем можно было бы предположить. Это один из немногих инструментов, который в основном занимает нижний частотный диапазон, что позволяет ему быть заметным и одновременно сливаться с фоном ритма.

Бас-гитара или MIDI-бас помогают определить ключ песни, а также ритм, что делает его неотъемлемой частью ландшафта вашего производства. Она также уникальна тем, что часто занимает такое же место, как и барабаны, поэтому так распространено использование сайдчейн-компрессии на бас-гитаре в ответ на ударные.

Басовые линии обычно играются по одной ноте за раз и могут быть несколько повторяющимися, но они являются стабильной основой, которая позволяет остальным инструментам трека расти и развиваться на протяжении всей песни.

Что мне нужно, чтобы начать писать басовые партии?

В эпоху электронной музыки вам не обязательно нужна бас-гитара, чтобы написать убийственную басовую линию. Хотя владение бас-гитарой полезно для понимания ритмической и основополагающей роли басовой линии, вы можете создавать басовые линии в своей DAW, используя MIDI-клавиатуру в пианоролле или MIDI-клипе.

Технически это все, что вам нужно, чтобы начать писать басовые линии, но вам очень поможет базовое понимание теории музыки и клавиш. В большинстве случаев при исполнении басовой линии вы будете играть по одной ноте за раз. Ноты, которые вы играете, обычно находятся в ключе песни, которую вы исполняете, и часто вращаются вокруг самых сильных степеней шкалы — 1, 3 и 5.

Что именно это значит? Давайте рассмотрим мажорную гамму. Мажорная гамма состоит из нот C D E F G A B, без диезов и бемолей. Вы можете ожидать, что басовая линия будет часто включать ноты C E G в ключе до мажор, поскольку эти ноты имеют самую сильную связь с самим ключом и помогают установить тон песни.

Как показано ниже, довольно часто басовые линии начинаются или заканчиваются на корневой ноте шкалы, в данном случае на «C» (ее также называют тоникой или первой степенью шкалы). Имея базовое понимание этой основополагающей концепции теории музыки и MIDI-клавиатуру или бас-гитару, вы будете вооружены всем необходимым, чтобы начать писать крутые басовые линии.

Как писать басовые партии в 5 шагов

Без лишних слов, вот ваш басовый чертеж для написания удивительных риффов и басовых линий, которые идеально вписываются в вашу композицию:

Определите корневую ноту

Для начала вам нужно определить ключ вашей композиции, а также корневую ноту. Зачастую первая нота басовой линии — это та же нота, которая определяет ключ вашей песни. Например, басовая линия в си-мажорной гамме, скорее всего, начнется с си, а басовая линия в до-мажорной гамме — с си.

Вы можете поэкспериментировать с началом басовой линии на других степенях шкалы, как показано выше: например, часто басовую линию или секцию начинают с совершенной пятой или мажорной третьей степени шкалы. Как только вы определите ключ вашей песни, вы можете начать играть с этими различными возможностями и посмотреть, что звучит хорошо для вас.

Вы можете определить ключ, взглянув на ноты, звучащие в вашей песне, и сосчитав диезы и бемоли, чтобы определить пятый круг. Если вы все еще не можете сориентироваться, можно воспользоваться сайтом вроде Vocal Remover, который проанализирует ваш трек и подскажет, в каком ключе вы находитесь.

Рассмотрите аккордовую прогрессию

Когда вы пишете басовые линии, важно не упускать из виду контекст всей аккордовой прогрессии. Во многих случаях басовая линия будет связана с одним из основных компонентов аккорда — первой, третьей или пятой степенью шкалы. Допустим, один такт музыки сосредоточен вокруг мажорного аккорда C: если ваша ведущая гитара сосредоточена вокруг G (пятой), другие элементы итерируют E (третью), то ваш бас может помочь завершить аккорд, сыграв C или тонику.

Басовая нота не обязательно должна быть корневой для каждого аккорда — во многих случаях в басовой линии будут звучать другие ноты аккорда, иначе называемые инверсией аккорда. Главное, что нужно сделать, — помнить о том, что подчеркивают другие инструменты и звуки в вашем миксе, и соответствующим образом корректировать басовую линию.

Переключение ритма

Как только вы определитесь с тем, какие ноты вы хотите использовать в своей басовой линии, начните играть с ритмом. Это может быть простое переключение басовых нот каждый такт или каждые 4 такта в большинстве случаев. Вы можете экспериментировать с различными длительностями нот, переходить между четвертными и восьмыми нотами — все зависит от вашего вкуса. Если вы не знаете, с чего начать, выберите корневую ноту на первом такте. Это поможет вам твердо установить ключ и послужит отличным фундаментом для остальной части риффа.

Подумайте о синкопации

Когда вы немного освоитесь с написанием различных типов басовых линий, вы можете обнаружить, что вам интересно экспериментировать с синкопированием, или игрой нот вне ритма, или между ритмами с некоторым уровнем структуры. Игра нот не в такт или использование синкопирования может создать некоторую грувовость, которой славится большинство басовых линий.

Добавьте вариативность со временем

После того как вы поиграли с ритмом и основной структурой басовой линии, подумайте о создании различных секций по ходу песни, в которых вы меняете ноты, ритмические рисунки, конкретный инструмент или тембр басовой линии. Добавление вариаций, даже если это всего лишь небольшая замена в конце четырех или восьми тактов, поможет вам увлечь слушателей.

Наложение басового звука, суббаса и баланса

Бас, несомненно, является одним из самых важных компонентов трека, но поскольку он находится в низкочастотном диапазоне, то при нарушении баланса громкости он может подавлять остальные музыкальные элементы. Важно настроить эквалайзер и регулировать бас в соответствии с потребностями вашего трека.

Например, нередко в басовой линии используется фильтр низких частот, который смягчает ненужные высокие частоты, замутняющие остальную часть микса. Вы также можете наложить основную басовую линию на суббасовую линию, чтобы создать более чистый низкий конец, поскольку суббасы устроены довольно просто, иногда выступая в качестве изолированной синусоиды.

Создание баланса между суббасом, басом и остальными инструментами гарантирует, что ваша басовая линия сможет засиять, как нужно, не подавляя остальную часть микса.

FAQ по написанию басовых партий

Готовы ли вы записать несколько крутых басовых партий? Вот несколько часто задаваемых вопросов и ответов на них:

Как вы пишете басовые партии для песен?

Выше мы подробно описали, как писать басовые линии для песен, но по сути это сводится к игре нот в ключе вашей песни и добавлению ритмических вариаций. Играйте ноты, которые помогают установить ключ и создают основу для других слоев в вашей песне.

Что делает басовую линию запоминающейся?

Басовая линия с интересными ритмическими вариациями или динамичной мелодической дугой может быть неоспоримо запоминающейся. Как и вокальная мелодия, басовая линия может стать «ушным червем».

Что делает хороший баслайн?

Хорошая басовая линия сочетается с остальными компонентами песни и другими инструментами, создавая устойчивый или интересный ритм. Некоторые из лучших бас-линий могут быть такими же запоминающимися, как и вокальные мелодические элементы.

Как начать басовую линию?

Простая басовая линия часто начинается с корневой ноты в ключе песни. Например, если вы играете в до-мажоре, вы можете начать свою басовую линию с до. Однако множество отличных басовых линий отличаются от этого принципа, так что не стесняйтесь экспериментировать в пределах или за пределами заданного ключа.

Как вы импровизируете басовую линию?

Вы можете импровизировать басовую линию в любом жанре, будь то рок-музыка или танцевальная музыка, играя в ключе песни. Как только вы почувствуете себя комфортно, играя ноты в соответствующем ключе, вы можете начать добавлять ритмические вариации, чтобы создать хорошую басовую линию на лету.

Басовые ноты — один из самых основополагающих компонентов в любом музыкальном произведении. Каждый музыкальный слой должен работать в сотрудничестве с басовым риффом и корневыми нотами песни. Именно эта связь объединяет кик-барабан, основные аккорды и мелодию верхней линии для создания запоминающихся звуковых ландшафтов. Испытайте эти стратегии на практике, чтобы создать отличные басовые линии в своей музыке.

Кнопка "Вернуться к началу"