Создание музыкиТеория

Как эквализировать бас для идеального микса

Смешивание
Теория

Как эквализировать бас для идеального микса

Как эквализировать бас для идеального микса Как эквализировать бас для идеального микса

Если вы хотите улучшить общее качество звучания вашего микса, оптимальный баланс низких частот имеет ключевое значение. На самом деле, плохо сбалансированные низкие частоты — один из признаков любительского микса.

Слишком мало баса — и вы получите тонкий, безжизненный трек, в то время как избыток баса может привести к тому, что микс станет гулким, мутным и невнятным. Умение пользоваться одним из основных инструментов в арсенале микшера — эквалайзером — поможет вам найти идеальное место в миксе для баса.

Конечно, не зря это называется «искусством» микширования. Строгих научных правил эквалайзера для баса не существует, поэтому если вы ждете от меня золотого билета, я не хочу вас разочаровывать. Однако я могу дать вам гибкие рекомендации, которые вы можете использовать, чтобы добиться оптимальных низких частот от вашего баса, независимо от жанра или стиля.

Определение роли баса

Первый вопрос, который вы должны задать себе:

Какова роль баса в этом треке?

Разные басовые партии по-разному влияют на аранжировку.

Не уверены? Начните с прослушивания отдельных нот. Вы имеете дело с длинными, более продолжительными фразами или короткими, быстрыми, стаккато?

Вы также можете подумать о том, в каком частотном диапазоне находятся ноты вашего баса.

Если вы не уверены в своих силах, загрузите анализатор спектра, но чаще всего вы обнаружите энергию низких частот в диапазоне 20-160 Гц, средних частот или низких средних частот в диапазоне 250-500 Гц, а также шум пальцев в диапазоне 800 Гц — 2 кГц, особенно если вы работаете с бас-гитарой.

Не все басовые звуки живут в основном на низких частотах. На самом деле, многие басовые партии звучат в относительно высоком диапазоне.

Хороший пример — «Lost My Treble Long Ago» группы Vulfpeck.

Этот современный фанк-трек демонстрирует бас в качестве основного акцента. Вы слышите больше средних и высоких частот, чем низких, так как они играют более мелодичную роль.

На другой стороне спектра — такая песня, как «99» Холли Кук, в которой звучит классический низкочастотный дабовый бас, а высокие и средние частоты сведены на нет:

Дело в том, что разные басовые партии могут играть совершенно разные роли, а значит, им нужны совершенно разные решения эквалайзера.

Определение роли ударного барабана

Одна из самых сложных задач для инженеров — сведение ударных и баса, поскольку эти два элемента взаимодействуют друг с другом больше, чем любая другая пара музыкальных элементов. В области низких частот не так много места, которое можно было бы поделить, но поскольку эти два элемента делят между собой звуковое пространство, продюсеру или инженеру приходится делать обдуманный выбор, чтобы учесть особенности каждого из них.

Именно здесь в игру вступает ваша аранжировка. Прислушайтесь к тому, как ваши ударные и бас взаимодействуют друг с другом. Например, если у вас есть быстро движущаяся басовая партия и четыре ударных барабана, ваш подход будет иным, чем если бы у вас был тот же удар и редкая, продолжительная басовая партия.

Невозможно дать сверхспецифические рекомендации по эквалайзеру для ударных и баса, поскольку эти элементы будут меняться от песни к песне. Однако если взаимодействие ударных и баса ставит вас в тупик, есть множество инструментов, которые помогут вам принять правильное решение.

маскировка ударных и низких частот

Я являюсь большим поклонником FabFilter Pro-Q3 для большинства функций эквалайзера, но он особенно полезен для выявления частотного маскирования. Просто установите экземпляр Pro-Q3 на каждую дорожку и включите анализатор частотного спектра в реальном времени, нажав на кнопку «Analyze» в нижней части окна плагина.

Включите ударную и басовую партии и посмотрите на анализатор спектра, чтобы определить области, где частоты ударной и басовой партий перекрываются. Эти перекрывающиеся области указывают на потенциальное маскирование частот. Затем вы можете настроить эквалайзер, исходя из этого.

Немного позже я расскажу об искусстве создания «карманов» эквалайзера для этих инструментов!

Определение роли других инструментов

Основываясь на том, что мы только что обсудили, вы также должны послушать, как ваш бас взаимодействует с другими инструментами в вашем миксе, такими как синтезатор, клавишные или гитара.

То, что он называется басовым, не означает, что его диапазон частот ограничен низкими частотами.

Бас-гитара, например, может резонировать в верхних средних частотах от 800 Гц до 2 кГц, особенно если на ней включен овердрайв. Синтезаторный бас может резонировать еще выше, в зависимости от звучания.

Подходите к микшированию этих инструментов вокруг баса или наоборот, используя описанный выше метод маскировки. Определите роль каждого инструмента и расставьте их по своим местам.

Как эквалайзер для баса

К этому моменту вы уже имеете представление о том, на что следует обращать внимание при эквалайзинге баса. Теперь я хочу дать вам несколько общих рекомендаций, которые вы можете изучить, чтобы помочь басу органично вписаться в ваш микс.

1. Используйте фильтр высоких частот

Что?! Высокочастотный инструмент?

Это может показаться неинтуитивным, но высокочастотная обработка баса — один из лучших способов убрать ненужные ультранизкие частоты и не допустить загромождения сабвуфера.

Многие начинающие микшеры либо не обращают внимания на фильтр высоких частот, либо злоупотребляют им. Однако при работе с басом он может стать спасительным для микса.

Фильтры высоких частот ослабляют низкие частоты, пропуская при этом более высокочастотные. Многие консоли и канальные стрипы имеют встроенные фильтры высоких частот, которые часто устанавливаются в районе 80 Гц. По сути, если активировать эти фильтры высоких частот, то все, что ниже 80 Гц, будет ослаблено.

Эти фильтры отлично подходят для инструментов, которым не нужны низкие частоты, таких как вокал, хай-хэт или скрипка. В большинстве вокальных записей все, что вы найдете ниже 80 Гц, — это гул, поэтому от него стоит избавиться.

Конечно, вы не захотите избавляться от всего, что находится ниже 80 Гц в вашем басе, но это не значит, что вы не можете использовать параметрический эквалайзер или эквалайзер консольного типа с переменным фильтром высоких частот, чтобы мягко уменьшить содержание суббаса.

Почти каждый раз, когда я микширую бас-гитару, я устанавливаю фильтр высоких частот между 40 и 50 Гц, чтобы подтянуть суббас и помочь ему лучше взаимодействовать с киком.

2. Используйте фильтр низких частот

Основные частоты бас-гитары обычно лежат в диапазоне от 50 Гц до 1 кГц. В зависимости от типа баса, вы можете даже получить обертоны, которые простираются примерно до 5 кГц. Однако после этого вы не найдете много ценной гармонической информации, поэтому я рекомендую использовать фильтр низких частот.

Фильтры низких частот похожи на фильтры высоких частот по уровню затухания, однако они предназначены для подавления высоких частот.

Я часто использую фильтр низких частот при эквалайзинге бас-гитары, чтобы выделить для нее более четкое пространство и избавиться от любого гула, шипения или воздуха, которые, как мне кажется, могут конкурировать с другими элементами высоких или средних частот в моем миксе.

3. Усовершенствуйте среднюю часть

Достижение баланса является основополагающим в эквалайзере, и хотя жестких и быстрых правил для этого не существует, многие инженеры советуют обрезать избыток низких средних частот, чтобы освободить место для других гармонических инструментов, и приглушить верхние средние частоты, чтобы подчеркнуть атаку или «щипок пальцами».

Обратите внимание, что это не всегда работает, поскольку некоторые басовые партии хотят жить в низких средних частотах больше, чем где-либо еще, а другие имеют слишком много атаки в высоких частотах.

В целом, однако, я считаю, что такой подход помогает вытащить смесь из грязи.

Диапазон около 200-350 Гц может быстро заполниться, особенно если в этой части спектра присутствуют другие элементы, включая вокал, треск, клавиши и гитары. Я считаю, что, уменьшив этот частотный диапазон в басах, можно позволить засиять настоящим среднечастотным инструментам.

С другой стороны, басы могут потеряться в миксе, если они не имеют четкого звучания. Доводы в пользу этого становятся еще более убедительными при прослушивании через небольшие динамики смартфона. Если придать басу небольшое усиление в диапазоне 800-2 кГц, то он будет отлично пробиваться сквозь микс, не оказывая существенного влияния на общий баланс.

4. Придайте изюминку нижнему краю

Несмотря на то, что эквалайзеры FabFilter оснащены множеством полезных функций, позволяющих добиться хорошего звучания инструментов, они не обладают ярко выраженными характеристиками эквалайзеров аналогового типа, таких как эквалайзеры в стиле Pultec или эквалайзеры SSL Channel Strip.

Ничто не сравнится с пассивным эквалайзером на басу. Он формирует низкие частоты удивительно музыкальным способом, придавая им дополнительный характер и гармоники, которые иначе не получить от цифрового параметрического эквалайзера.

Я большой поклонник плагинов PuigTec EQ от Waves для баса, а благодаря легендарному микс-инженеру Тчаду Блейку я также нашел Soundtoys Sie-Q, который использует простой трехполосный подход к регулировке частот.

5. Прослушать аномалии

Если вы микшируете электрическую бас-гитару, то, скорее всего, столкнетесь с неровными нотами. У большинства бас-гитар есть определенные ноты, которые либо недостаточно звонкие (мертвые зоны), либо резонируют чрезмерно.

Если вы слышите эту неравномерность, но не уверены, откуда она исходит, вы можете усилить колокольчик на своем эквалайзере и прокрутить его до тех пор, пока не обнаружите более громкий резонанс по сравнению с остальными нотами.

Найдя эту ноту, я использую ее, чтобы вырезать несколько дБ из резонансной ноты, которая, например, может лежать между 180 Гц и 200 ГГц. Все это зависит от баса.

Если проблемная нота изначально сыграна неровно, я воспользуюсь динамическим эквалайзером.

6. Использование динамического эквалайзера с сайдчейном

Помните, я говорил о создании карманов? С киком и басом это почти всегда необходимо. Иногда наличие небольшого «трения» между киком и басом полезно для микса, но чаще всего я нахожу, что ясность и пространство между ними — это то, что мне нужно.

Многие советы, которые вы найдете в Интернете, советуют использовать статический эквалайзер и обрезать определенные частотные диапазоны в каждом элементе, чтобы освободить место друг для друга. Например, если фундаментальная частота ударной установки составляет 60 Гц, а бас держит ее в диапазоне от 80 до 100 Гц, вы можете усилить ударную установку на 60 Гц и уменьшить ее в диапазоне от 80 до 100 Гц, и наоборот для баса.

Главная проблема здесь в том, что басовые ноты меняются со временем. Если вы вырезаете 60 Гц, которые фактически являются B1 на бас-гитаре, вы просто уменьшаете громкость B1. Это означает, что всякий раз, когда басовая партия играет B1 или ноты рядом с ней (в зависимости от ширины настройки Q на вашем эквалайзере), они будут менее слышны, чем другие похожие ноты.

Учтите, что единственная причина, по которой вы сокращаете 60 Гц, — это освобождение места для кика. Но что, если кик не играет во время определенных басовых нот? Ну, это вырезание все равно будет, если только вы его не автоматизируете.

По сути, статический эквалайзер для кик-барабана и баса становится устаревшим подходом. Для более оптимального подхода я придерживаюсь динамического эквалайзера.

Это более целенаправленное решение, в котором вы используете динамический эквалайзер на басовом треке, который подключается к ударным, чтобы устранить проблемные частоты только в случае необходимости.

Например, если воздействие вашего удара заглушается басом в диапазоне 50-100 Гц, вы можете настроить динамический эквалайзер, который будет обрезать бас при каждом ударе, ослабляя этот диапазон, когда это необходимо, и оставляя его в покое, когда нет, подобно компрессии боковой цепи.

Несколько ключевых частот, за которыми следует следить

Настройки эквалайзера для бас-гитары будут варьироваться от трека к треку, но когда речь идет об эквалайзере для бас-гитары, есть несколько частотных диапазонов, на которые я предпочитаю обращать внимание:

  • Суббас (20 Гц — 60 Гц): В области суббаса находятся глубокие низкие частоты. Вы можете усилить их, чтобы придать им дополнительную мощь и вес, но делайте это с осторожностью, поскольку они могут заглушить весь микс. Обычно я предпочитаю использовать фильтр высоких частот в качестве отправной точки для настроек эквалайзера бас-гитары, где-нибудь в диапазоне от 20 до 40 Гц.
  • Низкие частоты (60-150 Гц): Именно здесь вы найдете основные частоты в большинстве басовых треков. Вы можете усилить здесь бас-гитару, если ей нужно больше тела, или уменьшить его, чтобы уменьшить мутный звук.
  • Низкий средний диапазон (150 — 400 Гц): Я часто делаю срез эквалайзера для бас-гитары в этом диапазоне, если она мешает другим низкочастотным инструментам, хотя в более редких миксах этот диапазон может быть отличным для добавления теплоты.
  • Средний диапазон (400 Гц — 1 кГц): Если вашей бас-гитаре нужно немного больше артикуляции, присутствия или рычания, вы можете усилить звук в этом диапазоне. Не забудьте также уберечься от носового или хриплого диапазона частот.
  • Высокий средний диапазон (1 кГц — 2 кГц): В зависимости от тембра баса, здесь можно найти некоторые частоты для дополнительной атаки и четкости.
  • Высокие частоты (2 кГц — 5 кГц): Это верхние частоты большинства тонов бас-гитар. Мне часто нравится сворачивать эти верхние частоты, особенно при работе над плотным миксом, чтобы освободить место для других инструментов.

Заключительные размышления

Вся приведенная выше информация должна дать вам общую отправную точку для подхода к эквалайзеру баса. Конечно, эквалайзер — это лишь один из аспектов процесса микширования, и знание того, как использовать такие инструменты, как насыщенность и компрессия, обеспечивая при этом правильное выравнивание фазы, особенно в записях с несколькими микрофонами, является ключевым.

Ознакомьтесь с другими нашими статьями о смешивании!

Кнопка "Вернуться к началу"