Создание музыкиТеория

Глитч-музыка: Полное руководство для начинающих

Теория

Глитч-музыка: Полное руководство для начинающих

Глитч-музыка: Полное руководство для начинающих Глитч-музыка: Полное руководство для начинающих

Глитч-музыка — один из тех странных поджанров, которые для разных людей означают совершенно разные вещи. Однако большинство ценителей музыки сходятся во мнении, что глитч — это разновидность экспериментальной музыки, уходящей корнями в технологии.

Во многих отношениях это выражение или представление будущего. Благодаря многочисленным новаторам за последние несколько десятилетий глитч-музыка превратилась в нечто почти необъяснимое, смешивая музыкальные и немузыкальные элементы для создания преднамеренного хаоса и уникального опыта, который трудно определить.

Однако в этом руководстве я хочу провести вас по коридорам истории глитч-музыки и попытаться выяснить, что сделало этот жанр таким долгоиграющим в электронной музыке.

Что такое глитч-музыка?

Конечно, многое изменилось с ранних этапов развития глитч-музыки, когда использование модифицированного аудиооборудования или неисправной техники было в моде. Хотя многие артисты до сих пор работают именно так, другие изменили свой подход, используя производственное программное обеспечение для всех своих глитч-потребностей.

В ходе его эволюции появились такие поджанры, как глитч-хоп, который сочетает в себе все лучшие элементы глитча и сплав электронной танцевальной музыки и хип-хопа.

Таким образом, определение глитч-музыки стало гораздо шире, чем когда-либо.

Краткая история глитч-музыки

Истоки глитча можно отнести к 1980-м годам, особенно в Германии и Японии.

В Германии глитч-движение нашло свое выражение в творчестве художников, связанных с лейблом Raster-Noton, таких как Alva Noto и Byetone.

Эти музыканты оказали влияние на формирование глитч-звука, часто вставляя в свои электронные композиции компьютерные ошибки, манипуляции со схемами и нетрадиционные звуковые артефакты.

В Японии такие художники, как Ясунао Тоне и Рёдзи Икеда, стали основоположниками глитч-эстетики. Ясунао Тоне, один из моих любимых исполнителей глитч-музыки старой школы, был одним из основателей движения Fluxus. Он начал исследовать нетрадиционные источники звука, используя поврежденные компакт-диски и намеренно манипулируя устройствами воспроизведения звука.

Только в начале 2000-х появился глитч-хоп, сочетающий в себе элементы хип-хопа, такие как брейкбит, и IDM, такие как синтезаторы и глитчевые FX.

Prefuse 73 сыграл ключевую роль в становлении глитч-хоп сцены. Его альбом «Vocal Studies + Uprock Narratives», вышедший в 2001 году, продемонстрировал стиль, который мало кто слышал раньше. Конечно же, глитч-хоп продолжал развиваться, становясь зонтичным термином для артистов из более широкого спектра электронной музыки.

Уникальное звучание глитч-музыки

Основа глитча заключается в намеренном использовании глитчевых звуков. Мне нравится думать о них как о слуховых ошибках.

Глитч-продюсеры берут их из разных мест, включая программное обеспечение, синтезаторы со схемой или неисправное оборудование. Это пропуски, аппаратный шум или системные сбои, которые намеренно включаются в композицию и переплетаются с традиционными перкуссионными элементами.

В некоторых видах глитч-музыки используются заранее записанные сэмплы, которыми продюсер манипулирует так, что они становятся практически неотличимы друг от друга. Первое, что приходит на ум, — альбом Bon Iver «22, A Million», где Джастин Вернон экспериментировал со всевозможными глитч-сэмплами и эффектами, соединяя их с органическими инструментами.

Как сделать глитч-музыку

Оборудование

Многие современные глитч-продюсеры до сих пор используют олдскульные приемы, например, гнут микросхемы или записывают сломанное оборудование.

Несмотря на то, что современное музыкальное производство развивается, и многие жанры теперь процветают на минимальных ноутбуках, тактильную природу аппаратуры все равно не заменить.

Возможность напрямую взаимодействовать с оборудованием — лучший способ получить то самое «человеческое» прикосновение, которого мы все так жаждем в музыке.

Если вы решите использовать аппаратное обеспечение, вам понадобится аудиоинтерфейс. Существует бесконечное множество вариантов, но если бы мне пришлось дать вам одну из моих лучших рекомендаций, то это был бы UAD Apollo. Драйверы этой штуки звучат великолепно, и вы можете выбрать тот, который соответствует вашим потребностям, будь то запись с одним микрофоном или мультитрекинг целой группы.

Я также рекомендую приобрести MIDI-клавиатуру или сэмплер, чтобы вы могли просматривать свою библиотеку сэмплов и звуков и воспроизводить паттерны без необходимости вводить MIDI-ноты в DAW. Опять же, идея здесь заключается в «очеловечивании» вашей продукции.

И наконец, я рекомендую приобрести надежные наушники или студийные мониторы, чтобы ваши треки соответствовали профессиональной глитч-музыке, которая вам нравится.

Программное обеспечение

Если вы не записываете на кассету, то, скорее всего, полагаетесь на свою DAW, как и большинство производителей глитч-музыки.

Думайте о DAW как о виртуальной студии с возможностями нелинейного редактирования. Вы можете свободно экспериментировать и манипулировать сэмплами, независимо от того, берете ли вы их из существующих записей или самостоятельно создаете глитч-звуки.

Большинство DAW предлагают мощные инструменты редактирования для нарезки, перестановки и обработки сэмплов, что очень важно для глитч-музыки. Конечно, некоторые DAW предоставляют лучшие инструменты, чем другие, например Ableton Live и Reason, и, вероятно, именно поэтому многие продюсеры глитч-музыки тяготеют к ним.

Ableton Live давно стал моим фаворитом, особенно благодаря уникальному режиму Session View, который позволяет запускать петли, сэмплы и эффекты в импровизационном ключе гораздо проще, чем любая другая DAW.

Пакеты с образцами

Подбор звуков и сэмплов, как и в любом другом жанре музыки, играет ключевую роль в глитч-музыке.

Если вы не хотите создавать собственные сэмплы и звуки, можно поискать сэмпл-паки, специально наполненные глитч-звуками и артефактами, такими как пропуски на CD, треск винила, сбои в работе оборудования и электронные глюки.

Помимо FX, я также рекомендую вам приобрести несколько пакетов ударных сэмплов, например, те, в которых есть глючные удары по барабанам или ритмичные запинки. Эти элементы отлично подходят для наложения на существующие ударные.

Напоследок я хотел бы отметить, что гранулярный синтез во многом лежит в основе создания глитч-музыки. Хотя вы можете найти множество сэмплов гранулированного синтеза, в следующих разделах я укажу на некоторые VST-варианты, которые вы можете использовать вместо них.

VSTs

Несмотря на то, что существует миллион способов подступиться к глитчевой электронной музыке, я часто нахожу, что гранулярный синтез является хорошей отправной точкой. Вот несколько вариантов VST, которые я рекомендую проверить, чтобы начать:

  • Granulator II: Это устройство для Max for Live (привет Ableton) — один из моих любимых инструментов для работы с аудио в реальном времени. Благодаря таким функциям, как управление положением, питчем, длиной и плотностью зерен, это один из самых универсальных инструментов для создания глитчевых текстур.
  • Quanta 2: Quanta 2 от Audio Damage — это гранулярный синтезатор VST с ультрагибкой системой модуляции и изящным интерфейсом, позволяющий легко привнести непредсказуемость в ваш звуковой дизайн.
  • Портал: За последние несколько лет компания Output поднялась в рейтинге VST-разработчиков, создав несколько самых новаторских и вдохновляющих программных синтезаторов и эффектов. Portal, плагин гранулярных эффектов, выходит за рамки, предлагая ряд режимов гранулярной обработки и тонны пресетов для оптимизации рабочего процесса.

Приборы

Я часто замечаю, что наличие звуковой палитры перед началом работы помогает мне оптимизировать творческий процесс.

Это не только отличный способ сфокусировать творческие усилия, но и помогает сохранить последовательность и целостность.

Поскольку глитч-музыка — это сплошные эксперименты, в выборе инструментов нет правильных или неправильных ответов. Однако я решил составить небольшой список элементов, которые я часто слышу от моих любимых глитч-артистов, в качестве руководства для вашего производственного процесса.

  • Глитч-сэмплы: В глитч-музыке глитч-сэмплы играют ключевую роль. Найдите несколько пакетов сэмплов со сбоями в работе аудиоустройств, пропуском CD, треском винила, аппаратным шумом и системными глюками. Если вы чувствуете себя дико, запишите свои собственные!
  • VST-синтезаторы: Цифровые синтезаторы обладают большой гибкостью, и если вы начнете углубляться в синтез, то сможете найти способы экспериментировать с различными параметрами, такими как форма волны, модуляция и фильтры, чтобы создавать глючные и непредсказуемые синтезаторные звуки.
  • Circuit-Bending: Инструмент, гнущийся по схеме, — это любое творчески переделанное или модифицированное электронное устройство, которое издает уникальный звук. Если вы не можете сделать свой собственный, я рекомендую поискать на таких сайтах, как Etsy или Reverb, чтобы приобрести такой инструмент, с которым вы сможете экспериментировать.
  • Полевые записи: Я большой поклонник добавления органических, реальных звуков в любую музыку, хотя в глитч-музыке это часто кажется обязательным. Что касается того, что записывать, то мир — это ваша устрица. Ознакомьтесь с нашим руководством по саундскейпам, чтобы узнать больше.
  • Барабанные машины: Барабанные машины отлично подходят для создания глючных и сложных ударных паттернов. Главное здесь — экспериментировать с нетрадиционными звуками ударных и глючными перкуссионными хитами, чтобы придать треку более сложное звучание.
  • Сэмплеры: С помощью сэмплера вы можете манипулировать текущими сэмплами, вокальными фрагментами или практически любыми другими аудиоэлементами, которые только могут прийти вам в голову. Я рекомендую обратить внимание на Teenage Engineering OP-1. Это один из моих любимых портативных приборов для сэмплирования и обработки в реальном времени.

Хотя я большой сторонник экспериментов, я думаю, что это хорошая идея — практиковаться, пытаясь воспроизвести глитч-музыку некоторых из ваших любимых исполнителей. Развитие технических навыков и приемов с активным прослушиванием в конечном итоге поможет вам расширить границы и найти свой уникальный голос.

Мой топ-5 лучших глитч-артистов

Овал

Oval — электронная группа, образованная в 1991 году немецким музыкантом Маркусом Поппом.

Группа, вероятно, является одним из крупнейших первопроходцев в жанре глитч-музыки.

Маркус Попп всегда придерживался уникального концептуального художественного видения, намеренно исследуя, как цифровые несовершенства могут повлиять на более широкий ландшафт электронной музыки.

Признание критиков группа получила благодаря таким влиятельным альбомам, как «94diskont» и «O», которые являются отличными примерами развивающихся музыкальных стилей, таких как эмбиент, экспериментальный и минимализм.

Венецианские силки

Venetian Snares — это псевдоним канадского электронного музыканта Аарона Фанка, который полюбился глитч-сообществу за свои бесстрашные эксперименты.

Фанк всегда обладал уникальной способностью манипулировать сложными ритмами и брейкбитами, используя при этом нетрадиционные временные сигнатуры. Его альбом «Rossz Csillag Alatt Született» заслуживает особого внимания, так как в нем все лучшие достижения глитч-эстетики сочетаются с оркестровыми сэмплами и другими элементами классической музыки.

Тим Хекер

Тим Хекер — гуру саунд-дизайна, который стал одним из лидеров глитч-музыки благодаря своему характерному эмбиентному подходу.

Он обладает уникальной способностью создавать захватывающие композиции, хорошие примеры которых можно услышать в таких альбомах, как «Harmony in Ultraviolet» и «Ravedeath, 1972».

Flying Lotus

Flying Lotus, псевдоним Стивена Эллисона, стал ключевой фигурой на лос-анджелесской бит-сцене, взяв глитч-музыку и привнеся в нее джазовые хип-хоп-чувства. Альбомы «Cosmogramma» и «You’re Dead!» являются одними из лучших альбомов 2000-х годов на сегодняшний день.

В «Cosmogramma» вы можете услышать, как Эллисон сэмплирует и глитчит живых джазовых музыкантов, с которыми он сотрудничал, чтобы получить более теплое и органичное звучание. Я бы даже сказал, что он один из самых значительных глитч-хоп артистов на сегодняшний день.

Глюк Моб

Еще одним культиватором глитч-хоп музыки является группа Glitch Mob. Если Flying Lotus больше известен своими инструментальными хип-хоп битами, то Glitch Mob лучше всего выделяются среди дабстеп-артистов своей глитч-эстетикой, основанной на EDM.

Навигация по глитчскейпу

То, что когда-то было малоизвестным жанром, не попавшим в поле зрения широкой поп-, рок- и хип-хоп-сцены, теперь врывается в мейнстрим. Глитч-музыка стала более доступной не только для слушателей, но и для создателей музыки.

На самом деле, для того чтобы начать творить, вам понадобится лишь ноутбук, так что барьера для входа в игру не существует. Благодаря приведенной выше информации вы вполне можете приступить к созданию собственного глитч-арта. Желаю вам удачи в вашем путешествии в великую неизвестность!

Кнопка "Вернуться к началу"