Создание музыки

Formant Shifting: Полное руководство для начинающих

Если вы когда-нибудь слушали треки Канье Уэста, Трэвиса Скотта или Фрэнка Оушена и задавались вопросом: «Что происходит с этим вокалом?», то вы испытали на себе магию смещения формант.

Смещение формант интересно тем, что это не просто причудливый эффект, используемый несколькими артистами, которые время от времени любят быть авангардистами. Он повсюду в современной музыке, от поп-музыки и хип-хопа до электроники и инди. Эта техника стала чем-то вроде основного инструментария в производстве.

Для современного музыкального продюсера знание того, как использовать смещение формант в своем производстве, может стать решающим фактором. С его помощью вы сможете придать вокалу форму, не влияя на высоту тона, или добавить совершенно новые слои в свои работы с помощью навороченных роботизированных эффектов.

В этом руководстве мы рассмотрим концепцию формант и их значение в инструментах, основанных на питче: как они работают, почему они так эффективны и как вы можете включить их в свои собственные треки.

Что такое форманта?

Понимание формант начинается с понимания фундаментальных компонентов, из которых состоит звук.

Все богатые, дикие и сложные звуки, которые мы знаем и любим в музыке, состоят из простых синусоидальных частот, которые являются строительными блоками чистого тона музыки. Когда мы придаем этим частотам обертоны и гармоники, вот тогда все становится интересным.

Основная частота — это высота ноты, которую мы играем, а обертоны и гармоники придают звуку, создавая определенный тембр или тон. Когда мы играем и поем разные ноты, мы получаем одни и те же гармонические частоты. По сути, кратные целому числу гармоники основного тона остаются неизменными, даже когда мы переходим к более высоким и более низким нотам.

Когда все начинает меняться, мы переходим к тому, как эти тона резонируют — качество, обусловленное размером, формой и составом певца или инструмента. Вот почему мужчина и женщина могут петь одну и ту же ноту на одном и том же тоне, а на выходе получаются совершенно разные тона.

По этой же причине классическая гитара звучит иначе, чем саксофон. Деревянный корпус, нейлоновые струны и внутреннее резонирующее пространство с открытым звуковым отверстием обеспечивают более естественное звучание, чем отчетливый, наглый звук сплава.

Эти резонансные качества или частоты называются формантами. Именно они придают отдельным инструментам и голосам отличительные характеристики, подчеркивают обертоны и гармоники, позволяя нам играть или петь одну и ту же мелодию в разных манерах.

Взгляд на вокальные форманты

Один из лучших способов понять, как работают форманты, — это изучить голос.

Форманты — это основные составляющие, формирующие тон вокального звука. Это определенные резонансные частоты, благодаря которым ваш голос звучит уникально. Когда вы слышите, как кто-то говорит или поет, именно специфическое сочетание этих формант позволяет вам мгновенно узнать его.

Подобно отпечатку пальца, ваши вокальные форманты индивидуальны для вас, создавая фирменный звук, который никто другой не сможет идеально повторить.

Существует несколько характеристик, которые влияют на вокальные форманты и, как следствие, на общий тон вашего голоса.

К ним относятся форма и размер голосового тракта, положение языка, а также то, как вы используете губы и рот. Даже незначительные изменения этих факторов могут существенно повлиять на резонанс и качество вашего голоса.

Когда вы начинаете экспериментировать с плагинами для обработки высоты тона, вы можете заметить, что они непроизвольно влияют на ваши вокальные форманты. При повышении и понижении высоты вокала ваш голос может звучать глубже, писклявее или просто странно.

Даже если вы не пытаетесь использовать этот эффект, он часто становится непредвиденным следствием — как если бы вы нашли лишнюю картошку на дне пакета с едой. Этих счастливых случайностей может быть достаточно, чтобы добиться нужной вибрации, но если вы действительно хотите получить крутые звуки, которые вы слышите в своих любимых треках, вам нужно будет лучше понять, как использовать эти два эффекта в тандеме.

Питчшифтинг в старые времена

Когда певец или инструмент естественным образом повышает или понижает высоту тона, форманты — те уникальные резонансные частоты, о которых мы говорили, — смещаются соответствующим образом. Однако когда вы изменяете высоту тона заранее записанного трека, результат оказывается совершенно иным.

Это несоответствие возникает потому, что процесс питч-шифтинга записи не просто повторяет естественные изменения формант, которые происходят при живом исполнении. Вместо этого он часто искажает оригинальные тональные качества.

Когда-то звукорежиссеры применяли практический подход к питч-шифтингу.

Они манипулировали скоростью движения ленты на катушечном магнитофоне, чтобы изменить высоту тона в записи. Ускорение ленты увеличивало высоту тона, а замедление — уменьшало. Эта техника, несмотря на свою эффективность, имела и значительный побочный эффект: она изменяла формантные частоты.

При изменении формантных частот меняются и тональные характеристики голосов и инструментов. Это означает, что не только высота тона становится выше или ниже, но и вся текстура и тембр звука могут кардинально измениться.

Для некоторых инструментов регулировка высоты тона на полутон или два может не вызвать заметных изменений в тональности. Однако вокал — это совсем другая история. Даже небольшой сдвиг высоты тона может привести к выраженным изменениям в вокальных формантах, в результате чего звук может быть заметно изменен, а иногда и вовсе неестественен.

Когда они ускоряли запись вокала, формантные частоты повышались, в результате чего голосовые полости звучали меньше, чем обычно. И наоборот, замедление записи понижало формантные частоты, создавая впечатление, что голосовые полости больше.

Так мы получили классический «эффект бурундука», который был использован в фильмах «Волшебник страны Оз» и «Элвин и бурундуки». Высокие форманты заставляют вокал звучать пискляво и мелко. С другой стороны, понижение высоты тона и формант может придать голосу угрожающее, злодейское звучание. Вы наверняка слышали, как этот голос используется в фильмах для создания более мрачного и зловещего звучания персонажей.

Смещение формант в DAW

Как и в случае с аналоговыми записями, изменение скорости или высоты тона цифровой записи в DAW влияет на формантные частоты.

Однако с годами разработчики создали более совершенное программное обеспечение для изменения высоты тона, призванное противостоять любым непреднамеренным сдвигам формант. Эти сложные инструменты были созданы для сохранения естественного тонального качества вокала даже при изменении высоты тона.

Когда вы транспонируете вокал вниз с помощью этих инструментов, DSP может скорректировать формантные частоты вниз на ту же величину, чтобы сохранить естественный тон вокала. Стоит отметить, что не все вокальные процессоры имеют такую возможность, но те, которые имеют, могут дать гораздо более аутентичный результат, чем инструменты прошлого.

Однако для достижения наилучших результатов часто полезно использовать процессоры, позволяющие отдельно управлять сдвигом высоты тона и формант.

Например, если вы понижаете высоту вокала на несколько полутонов, вы можете использовать инструмент сдвига формант, чтобы самостоятельно скорректировать форманту на несколько ступеней вниз, чтобы она не потеряла своего естественного качества. Получение такого тона начинается с поиска достойного плагина для сдвига формант.

Лучшие плагины для сдвига формант

Давайте рассмотрим некоторые из лучших плагинов для сдвига формант, представленных на рынке сегодня.

Celemony Melodyne

Хотя Melodyne, безусловно, нуждается в обновлении графического интерфейса после стольких лет, это по-прежнему один из лучших плагинов для редактирования и коррекции вокала. Инструменты, включенные в плагин, очень обширны, а когда дело доходит до формант и питч-шифтинга, вы можете исправить каждый слог с абсолютной точностью.

Несмотря на то, что этот плагин известен как главный «автонастройщик», питч-манипуляция — это лишь одна из нескольких доступных опций.

Алгоритм сдвига формант звучит чисто и реалистично, а также вы можете настроить время и громкость каждого слова. В общем, если вы ищете наиболее прозрачный плагин для коррекции и настройки вокала, то лучшего выбора, чем Melodyne, я не могу и представить.

Antares Throat Evo

Хотя Melodyne, возможно, занял первое место на рынке вокальной настройки много лет назад, Antares был первым изобретателем программного обеспечения для автонастройки. Однако даже заядлые пользователи автонастройки не знают, что у Antares есть огромный набор плагинов для работы с вокалом.

Throat — интересный плагин, поскольку он позволяет управлять четырьмя отдельными характеристиками человеческого голоса, включая рот, губы, горло и голосовые связки. Плагин обеспечивает непревзойденный контроль с точным и естественным выходом.

Soundtoys Little Alter Boy

Если вы читали какие-либо из моих статей на eMastered, то наверняка видели, как я рассказывал о плагинах Soundtoys (я их большой поклонник). Всякий раз, когда я нахожусь в творческой фазе производства или микширования, набор Soundtoys — это первая партия плагинов, к которой я обращаюсь. Я не спонсирую их, просто они настолько хороши.

Когда речь заходит о питчинге и смещении формант в вокале, Little Alter Boy — один из первых плагинов, к которому я обращаюсь, в основном потому, что он очень прост в использовании и не требует больших затрат процессора. Помимо того, что он отлично звучит, в нем есть множество убойных пресетов для создания нужных вам звуков, будь то искаженный октавный вокал или жестко настроенный монотонный голос робота.

Мне нравится, что вы можете связать питч и формантный сдвиг.

В игре Little Alter Boy вы найдете три уникальных режима, включая:

  • Транспонирование: в этом режиме происходит регулярный сдвиг высоты тона.
  • Квантизация: Идеальный для эффекта «T-Pain», этот режим автоматически перемещает ноты на ближайшие полутоны.
  • Робот: В этом режиме входящий сигнал фиксируется на одной ноте, при этом «0» — это C.

Хотя он, конечно, не такой прозрачный и глубокий, как два вышеупомянутых плагина, это замечательный эффект.

Waves Vocal Bender

Vocal Bender — один из самых новых плагинов для сдвига формант, появившихся на рынке, но это отличный выбор для тех случаев, когда вы хотите добавить эффектов для вокала в поп-музыке, хип-хопе или электронной музыке. Красота плагина заключается в его простоте. Есть только два основных регулятора для питча и форманты, а сам плагин обеспечивает обработку с низкой задержкой.

Waves Vocal Bender — один из моих любимых плагинов для мгновенного создания вокальных эффектов в стиле Фрэнка Оушена: от питч-сдвига до ад-либа в стиле Трэвиса Скотта.

MeldaProduction MAutoPitch

Я также часто рассказываю о MeldaProdcution, поскольку у них есть несколько отличных плагинов, которые совершенно бесплатны. Среди этих бесплатных плагинов — MAutoPitch, который является еще одним надежным выбором для автотюнинга и смещения формант вокала.

Здесь есть множество интересных функций, с которыми можно повозиться, в том числе:

  • Formant Shifting: Помимо того, что вы ожидаете, он также включает в себя стереоусиление и управление сухим/влажным режимом
  • Глубина и скорость: позволяет контролировать быстроту эффекта.
  • Отслеживание шкалы: Автоматическое смещение каждого входящего питча к ближайшей ноте в выбранной шкале.

Как использовать смещение формант в своих треках

Продюсеры экспериментируют со смещением вокальных формант больше, чем когда-либо в современном производстве, и существует больше способов выровнять вокальный трек, чем когда-либо прежде. Давайте рассмотрим несколько уникальных способов использования этого стиля обработки вокала, чтобы сделать ваши треки более интересными.

Сделайте свой вокал толще

Если ваш вокал звучит немного тонко, вы можете настроить форманты на нескольких посылах и поместить эти смещенные вокалы прямо под основным, чтобы заполнить его.

Начните с создания двух посылов в вашей DAW с плагинами сдвига формант на них с полутонами, установленными на +12 и -12, панорамированными немного в сторону от центра. После этого подайте вокал на каждый из них с одинаковой громкостью и слейте их.

Это замечательный способ добавить немного тональной сложности в вашу партию, сохраняя ее в том же ключе. Если вы хотите пойти по этому пути, есть также несколько гармонизаторов, которые делают то же самое.

Вы можете сделать еще один шаг вперед, создав еще два посыла, настроенных на +5 и -5 полутонов, чтобы получить еще больше вкуса.

Откройте свои BGV

Еще один способ, которым я часто пользуюсь при создании музыки, — это смещение формант в моих BGV. Это отличный способ создать впечатление, что поет большая группа людей, даже если вы всего один человек. Поскольку смещение формант изменяет тональность вокала, не корректируя общую высоту тона, вы можете спеть один дубль и заставить его звучать так, будто поет множество разных людей.

Допустим, у нас есть шесть вокальных бэк-треков, исполняющих одну и ту же гармонию, три из которых разнесены вправо, а три — влево. Мы можем оставить две из них совершенно сухими, разложенными слева и справа, две из них увеличить на функцию 3, разложенными слева и справа, и две из них уменьшить на функцию 3, разложенными слева и справа.

Таким образом, у нас будет баланс между обычным, высоким и низким вокалом.

Только учтите, что не стоит слишком сильно увеличивать или уменьшать форманту, так как это может заставить ваши BGV звучать неестественно (если, конечно, вы не этого добиваетесь).

Устранение назальности

Когда вы смещаете форманту, это изменяет тембр голоса человека, а значит, смещение форманты — отличный способ исправить любые проблемы с голосом, связанные с формой рта или голосового тракта, или с постановкой голоса.

Если мне доведется иметь дело с носатым певцом, вместо того чтобы эквалайзером убирать несколько дБ от 800 Гц до 1 кГа, я вместо этого сдвину форманту. Даже небольшое смещение, всего на .5, может избавить от гнусавости, не «открывая горло» настолько, что оно звучит так, будто в нем сидит лягушка.

Пойте гармонии, выходящие за пределы вашего диапазона

За этот трюк я должен отдать должное. Я научился этому у одного из моих любимых современных продюсеров, Джейми Лиделла.

Если вокальные гармонии выходят за пределы вашего естественного диапазона или вы хотите, чтобы их звучание отличалось от вашего реального голоса, вы можете использовать комбинацию вариспида и смещения формант.

В Pro Tools вы можете настроить дорожки на вариспид, чтобы при изменении глобального темпа менялась высота тона всей дорожки. Так, например, допустим, у вас есть несколько высоких гармоний, которые вы хотите спеть в полный голос, но эти гармонии находятся за пределами вашего диапазона.

Вы можете снизить темп сессии с включенным varispeed, сделав его на 10-15 BPM медленнее, чем у обычного трека. Это должно снизить темп на несколько полутонов или больше. После этого запишите высокие гармонии на этой скорости. Как только закончите, верните сессию к исходной скорости.

В этот момент высокие гармонии должны звучать довольно похоже на бурундуков, и тут в дело вступает смещение формант.

Установите сдвигатели формант на отдельные дорожки высоких гармоний и понижайте форманты до тех пор, пока вокальные гармонии не будут звучать естественно.

Вуаля! Естественно звучащие гармонии вне вашего диапазона с магией современного производства.

Заключение

Практически каждый, кто работает с музыкой, может получить пользу от владения навыками смещения формант. Будь вы певец, продюсер или инженер, существует множество уникальных стилей обработки, которые вы можете использовать для повышения качества вокала и других инструментов в вашем миксе.

Опробуйте некоторые из приведенных выше плагинов и техник и сохраните их в своем арсенале для дальнейшего использования.

Кнопка "Вернуться к началу"