Создание музыкиТеория

Эквалайзер или компрессия: Что на первом месте?

Смешивание
Теория

Эквалайзер или компрессия: Что на первом месте?

Эквалайзер или компрессия: Что на первом месте? Эквалайзер или компрессия: Что на первом месте?

«Эквалайзер до или после компрессии? Я говорю: до и после компрессии». Во всяком случае, так говорил мой наставник по продюсированию.

Но он говорил в общем. А говорить о специальных контекстах в такой простой манере — это нечестно по отношению к продюсерскому ремеслу (или к моему наставнику, если уж на то пошло).

Вы можете подумать, что я просто ностальгирую, но это не так. Я просто хочу прийти к определенному моменту, предварительно изучив основы и общие настройки и ситуации.

Хроники «В те времена»

В эпоху аналогового оборудования не существовало вопроса типа «так что, подключать эквалайзер до или после компрессии?». Было понятно, что эквалайзер стоит на первом месте.

Причины

Начнем с качества звука и чистоты тона.

Применять компрессию имеет смысл только после того, как устранена размытость и/или мутность (особенно низких частот). Теперь представьте себе набор, в котором исходная запись имеет более низкое качество, и добавьте к ней сигнальный шум…

В такой ситуации компрессия перед применением эквалайзера будет похожа на обрезание ветки, на которой вы сидите. Динамический диапазон проявит большую гибкость, чем он есть на самом деле, что приведет к неоптимальному формированию тембра.

Затем, когда вы пытаетесь усилить определенный частотный диапазон с помощью эквалайзера, происходит катастрофа: аудиодорожка начинает звучать шумно и мутно. Фактически, гораздо хуже, чем до применения компрессора и эквалайзера. И исправить это невозможно — не помогает буквально ничего!

Ресурсы и цели сегодня

В конечном счете, вопрос «эквалайзер до или после компрессии» в настоящее время зависит от того, чего вы хотите добиться.

Аудиоресурсы на высшем уровне, настройки плагинов определены заранее, микс изначально стабилен, сигнальная цепочка чище, чем глаза новорожденного, а мастер-шина активно превращается в мастер-аэробус… Ну, не совсем…

В современном музыкальном производстве еще предстоит проделать тонну работы, но поток, по всем признакам, гораздо более «пластичный». И в хорошем смысле!

Например, порог компрессора — это и число, и ручка, что позволяет очень тонко настроить динамический диапазон каждого канала.

Аналогичным образом эквалайзеры имеют все мыслимые формы, а также бесчисленное множество пресетов. Вы можете создавать новые, настраивать существующие и сохранять их. Вы буквально можете экспериментировать с плагинами эквалайзеров до бесконечности.

Варианты и сценарии

Ну, либо компрессор, либо эквалайзер будут первыми; без этого не обойтись!

Но от чего будет зависеть ваше решение? Что ж, давайте рассмотрим несколько стандартных сценариев.

Густой нижний предел

В зависимости от фактуры, может оказаться сложным микшировать одиночный кик-барабан с бас-гитарой или контрабасом. Во многих таких ситуациях потребуется сайдчейн.

Боковая цепь основана на компрессии, но мы говорим в первую очередь о фазе мастеринга. Поэтому боковая цепь, даже если она первая, не означает, что компрессия вообще должна идти перед эквалайзером, по крайней мере, не всегда.

Общее правило таково: чем толще низкие частоты, тем больше они влияют на общий звук и тембр. Причем гораздо больше, чем толстый хай-энд. Высокие частоты, конечно, по умолчанию толстые, поскольку большинство обертонов находится в этом регистре.

Из-за этого даже начальные этапы микширования просто обязаны начинаться с эквализации. Устраните грязь и туман и создайте необходимое пространство; компрессия и регулировка динамики будут выполнены позже.

Вы не можете быть «креативным» везде. Например, вам может потребоваться позаботиться о литаврах, оркестровом бас-барабане, а также о секции контрабасов и бас-гитаре… я это уже делал, и это кошмар, если вы не знаете, что делаете. Поверьте мне — по крайней мере, попробуйте не экспериментировать здесь.

Пространственная текстура

От продолжительных аккордов медитативного трека до виртуозного репертуара любого камерного ансамбля классического типа (например, струнного квартета или квинтета деревянных духовых) — звук очень просторный.

Это означает, что ясность понятна. Вы отчетливо слышите каждую ноту, а это, естественно, приводит к большему контролю и возможностям в миксе.

В такой ситуации можно — и нужно — проявить творческий подход. Элементы управления микшированием будут влиять на динамику звука, а компрессия станет почти самостоятельным инструментом.

Постановка компрессора на первое место — стандартный вариант, в зависимости от контекста можно вообще обойтись без эквалайзера. Однако учтите, что за творческий подход приходится платить.

Избегайте творчества вне контекста… Если вас позвали микшировать профессиональную запись струнного квартета, не надо безудержно использовать компрессор только потому, что вы едва ли воспользовались бы эквалайзером.

Широкие динамические диапазоны

Динамика — важный фактор в каждом жанре. Это может показаться неинтуитивным, но когда треки имеют широкий динамический диапазон, обработка звуков должна быть более строгой и плотной. Другими словами, порог компрессора должен быть установлен на довольно высоком уровне.

Все вышесказанное призвано компенсировать то, что в противном случае привело бы к более «плоской» динамике. Компрессор не должен влиять на треки, неконтролируемо усиливая тихие и приглушая громкие элементы.

Если же разброс в громкости звуков является намеренным, придерживайтесь эквалайзера и, возможно, немного улучшите баланс с помощью компрессора. Обратите внимание: это ситуация, противоположная той, в которой присутствует пространственная текстура.

Как насчет пространственных текстур с широким динамическим диапазоном?

Компрессоры по-прежнему почти не нужны, все решает широкий динамический диапазон. В такой ситуации эквалайзер — это то, что преобладает в любом случае.

Так что, правила изменились?

Жесткие и быстрые правила становятся все менее жесткими и все более быстрыми. Сигнал сегодня звучит ровнее, а общее звучание: плотнее.

Другими словами, применяйте компрессию и эквалайзер в том порядке, в котором этого требует сигнал. У вас есть плагины, и вы знаете, чего ожидать.

Помните, что нам, как продюсерам, важен баланс звука и общий тон трека; мы не стремимся компрессировать, эквализировать, микшировать, ограничивать, обходить, делать шины…

Сигнал, эквалайзер, компрессор, контроль, курс — Заключение

То, что стоит на первом месте между компрессором и эквалайзером, должно зависеть от того, какой из них более необходим, то есть от того, что требуется обрабатываемому сигналу.

Технически, вы можете делать все, что хотите, но практически, поток будет зависеть от того, чего требует микс. Тон, который мы хотим получить, будет диктовать необходимость, порядок и уровень эквалайзера и компрессии.

Проще говоря:

То, что менее необходимо, повлияет на звук еще меньше, если будет сделано позже. Таким образом, если сигнал требует меньше компрессии и больше эквалайзера — эквалайзер должен быть первым, а компрессор — вторым. И наоборот, когда эквалайзер не так важен, на первом месте стоит компрессор.

Иногда один сигнал может сыграть ключевую роль в том, как будет развиваться композиция. Один и тот же сигнал может вызвать спад или развитие трека.

Но один сигнал — это всего лишь один сигнал! Если вы не стремитесь к экстравагантным звукам, инструменты треков, их вокал и каждый другой сигнал тоже должны говорить сами за себя!

Кнопка "Вернуться к началу"