Создание музыкиТеория

Дисторшн и овердрайв: В чем разница

Производство
Теория
Смешивание

Дисторшн и овердрайв: В чем разница

Дисторшн и овердрайв: В чем разница Дисторшн и овердрайв: В чем разница

Для неподготовленного уха (преподавателя музыки в колледже, мамы…) дисторшн и овердрайв звучат одинаково — это какофония шума, который нужно сразу же убавить, особенно если это Nickelback.

Но между ними есть различие. И если вы серьезно занимаетесь созданием музыки, важно понимать разницу между дисторшном и овердрайвом, а также то, как каждый из них можно использовать в творческих целях.

Читайте дальше, чтобы лучше понять, как работают эти важнейшие гитарные педали и когда их следует использовать в своих инструментах.

Готовы? Давайте начнем с основ звукозаписи.

Все дело в выгоде

Для непосвященного усиление и громкость могут показаться одним и тем же. Оба они увеличиваются и уменьшаются, и оба изменяют громкость звука. Но между ними есть разница.

Считайте, что усиление — это уровень звука, поступающего в какую-либо систему (микшерный пульт, гитарную педаль или усилитель), а громкость — это уровень звука, выходящего из этой системы.

Почему я упоминаю об этом? И дисторшн, и овердрайв — это эффекты, основанные на усилении, увеличивающие усиление сигнала для создания гармонических обертонов.

На самом деле существует четыре типа педалей эффектов усиления. Два других — это педали усиления и педали фузза. Все четыре типа педалей усиления можно сравнить с температурной шкалой, варьирующейся от мягкого до супер-острого (где хэви-метал относится к супер-острому типу).

Педаль усиления обычно добавляет усиление к сигналу до того, как он попадает на усилитель, тем самым усиливая входной сигнал, но не добавляя никакого заметного характера звучанию. Педаль fuzz создает экстремальную форму искажения, которую мы рассмотрим позже.

А пока давайте разберемся, какие характеристики отличают дисторшн от овердрайва.

Что такое овердрайв?

Термин «овердрайв» первоначально был придуман для обозначения звука, издаваемого ламповым усилителем, выведенным на максимум. Во времена до появления педалей гитаристы, желающие придать своему тону дополнительную остроту, выкручивали свой ламповый усилитель до упора. Результатом такой работы усилителя был мягкий клиппинг сигнала.

На графике ниже показан чистый сигнал (т.е. без перегрузок и клиппинга) в виде простой синусоидальной формы:

А на следующем изображении показана та же синусоидальная форма сигнала с мягким клиппингом, создаваемая перегруженным ламповым усилителем:

Видите, как вершины и низы (пики и впадины) формы волны слегка сплющены? Это трубки делают свое дело, а мягкий клиппинг — это и есть звук овердрайва.

Нет необходимости говорить о том, что если вы включите усилитель настолько сильно, что вакуумные трубки создадут этот эффект, ваша аудитория (или ваши соседи) также должны получить по ушам. Поэтому были изобретены педали овердрайва, которые используют схему, имитирующую звук перегруженного усилителя.

Преимущества овердрайва

Одна из замечательных особенностей овердрайва — его динамическая реакция на ваш стиль игры. Поскольку сигнал не подается слишком сильно, вы можете услышать тонкости, когда играете мягче, и получить немного больше зернистости, когда играете глубже.

Кроме того, мягкий звук клиппинга, создаваемый ламповыми усилителями или педалью овердрайва, дает ровный и теплый тон.

Когда использовать овердрайв

Благодаря более ровному тону овердрайв часто используется в блюзе, кантри и роке, где суть игры заключается в том, чтобы добавить немного изюминки, не перегружая оригинальный тон гитары.

Конечно, вы можете использовать его, когда захотите. Нередко овердрайв добавляют в качестве параллельной обработки на барабанную шину, или чтобы добавить немного кранча в звук роудса.

Другой способ взглянуть на это — добавить немного соуса табаско в утренний омлет. Вы хотите придать блюду остроты, но не настолько, чтобы потерять всю вкусность яичницы.

Типы педалей овердрайва

Хотя все педали овердрайва выполняют, по сути, одну и ту же функцию, все они делают это немного по-разному. Вот три наиболее популярных стиля педалей овердрайва.

Стиль Tube Screamer

Tube Screamer признан промышленным стандартом педалей овердрайва. Изначально разработанная компанией Ibanez в 1979 году модель TS9 является неотъемлемой частью педал-борда любого гитариста, и было создано множество клонов оригинального лампового скримера.

Педаль овердрайва этого типа имеет характерную кривую эквалайзера с приятным усилением средних частот. Это позволяет музыкантам с топорами пробиться сквозь назойливый микс перед домом и выделиться на фоне остальных участников группы.

Обычно регуляторы просты — 3 ручки для управления драйвом (количеством овердрайва), регулятором тембра (для настройки частотного акцента) и уровнем (для управления общей выходной громкостью).

Педали овердрайва типа Tube screamer известны своей способностью создавать как тонкие, так и насыщенные тона, и часто используются в сочетании с усилителем для получения действительно сливочного, насыщенного звука.

Стиль блюзбрейк

Педали овердрайва в стиле Bluesbreaker были вдохновлены оригинальным усилителем Marshall Bluesbreaker, который обеспечивал плавный и отзывчивый овердрайв.

В отличие от педалей овердрайва, смоделированных на основе Tube Screamer, которые добавляют в гитарный тон немного собственных характеристик, педаль овердрайва в стиле bluesbreaker обеспечивает более естественное звучание, сохраняя натуральный тон инструмента и добавляя едва заметную насыщенность.

Стиль Клон

Оригинальная педаль овердрайва Kion Centaur вышла в 1994 году и вызвала небольшой переполох. Вместо того чтобы использовать схемы мягкого клиппирования овердрайва, как в большинстве педалей овердрайва, она использовала жесткое клиппирование (подробнее об этом позже). Благодаря дополнительной схеме, которая смешивала чистый гитарный звук с усиленным уровнем, полученный тон не был резким, а наоборот, прозрачным и слегка зернистым.

Оригинальные педали изготавливались вручную, и по мере того, как они становились все более популярными среди музыкантов, поддерживать спрос на них становилось все труднее.

Из-за этого линейка была снята с производства, а оригинальные педали овердрайва Centaur и сегодня стоят довольно дорого на рынке подержанных устройств. К счастью, появилось множество подражателей оригинала, в том числе Klon KTR, официальный преемник Centaur.

Благодаря едва заметному усилению сигнала на верхних средних частотах педаль овердрайва в стиле Klon придаст вашему гитарному тону достаточно резкости, чтобы пробиться сквозь микс. Многие используют ее для хрустящего рок-ритма, но она также хорошо себя чувствует и при пониженном усилении, добавляя живости вашему шредингу.

Лучшие педали овердрайва

Существует множество педалей овердрайва — в ассортименте Sweetwater более 250 различных педалей. Вот три из них, которые отлично подойдут для тех, кто только начинает играть:

  • Ibanez TS808 Original Tube Screamer Overdrive Pedal
  • Педаль овердрайва Boss SUPER SD-1
  • TC Electronic MojoMojo Overdrive

Лучшие плагины овердрайва

Но что, если вы производите в коробке и хотите добавить овердрайв к только что созданному образцу пердежа? Для этого есть приложение. На самом деле их несколько, но вот несколько, чтобы вы могли начать:

  • Звуковые игрушки Декапитатор
  • Izotope Saturation Bundle — в комплект входит целая куча плагинов для придания грязи вашему звуку. Если вам удастся купить его на распродаже, то это будет отличная покупка.
  • Softtube Saturation Knob (этот регулятор бесплатный, поэтому идеально подходит для бюджетных экспериментов)

Что такое искажение?

Помните, как работает овердрайв? Внося в сигнал мягкий клиппинг? Искажение работает аналогично, но при этом звук становится еще более жестким, что приводит к жесткой клиппизации.

А вот и наш надежный чистый сигнал:

А вот тот же сигнал с внесенными искажениями:

Обратите внимание, что пики и впадины еще более сглажены, чем при овердрайве. В результате получается более жесткий, агрессивный звук, в котором больше гармонических обертонов, чем в перегруженном звуке.

Из-за дополнительного объема, который дисторшн придает сигналу, динамический отклик отличается от овердрайва. Тон более компрессионный, с большим откликом на сустейн. В результате динамика вашей игры будет подавлена в той или иной степени, в зависимости от того, насколько сильно вы искажаете звук.

Преимущества искажения

Если вы хотите получить сверхгрубый, грязный звук, вам подойдет дисторшн. Еще лучше использовать педаль дисторшна, чтобы у вашего инженера был определенный контроль над звуком.

Как уже говорилось выше, отсутствие динамического отклика в искаженном сигнале означает, что даже самый крошечный удар, который вы сделаете, будет звучать на полную катушку. И неважно, играете ли вы на струнах с задором, или же постукиваете по самому верхнему ладу с изящным подталкиванием, результирующая громкость будет одинаковой. (Отличная новость для тех гитаристов, которым не нравится слово «экспрессия»).

Благодаря усиленному отклику на сустейн ноты будут звучать еще долгое время, что может привести к сочным отзывам, которыми вы сможете развлечь своих поклонников.

Наконец, педаль дисторшна стоит дешевле, и ее легче носить с собой, чем усилитель (даже твердотельный).

Когда использовать дисторсию

Дисторшн обычно используется в более тяжелых жанрах музыки: хард-рок и хэви-метал — два примера.

Если вы любите более тяжелые жанры, то нередко добавляете педаль овердрайва за педалями дисторшна, чтобы получить плотный и сложный звук. Эта техника известна как стекинг.

Но использование дисторшна и педалей дисторшна нужно не только тем, кто хочет придать своему тону больше грязи. Дисторшн — это полезный инструмент, позволяющий сделать вещи более выразительными, и часто можно встретить гитариста, который нажимает на педаль дисторшна, чтобы сделать соло или аккорды более выразительными.

Типы педалей дисторшн

Как и в случае с овердрайвом, на рынке представлено множество педалей дисторшна, некоторые из которых предназначены для определенных жанров музыки.

Три самые популярные модели — MXR Distortion +, ярко-оранжевая Boss DS-1 (которую использовал Курт Кобейн) и ProCo RAT. Все три педали дисторшна считаются классикой и используются в роке и смежных жанрах с 1970-х годов.

Лучшие педали дисторшн

Как и в случае с овердрайвом, существует огромное количество педалей дисторшна, и все они имеют свой собственный характерный звук, который хорошо подходит для определенных жанров. Так что обязательно поспрашивайте в интернете и при личной встрече о том, чем пользуются те или иные люди.

Итак, вот три лучших рекомендации по выбору педали дисторшн:

  • Педаль дисторшн Boss DS-1
  • Ibanezn TS9 Tube Screamer
  • JHS PackRat

Лучшие дисторшн-плагины

А для тех, кто предпочитает хранить все в коробке, вот несколько вкусных виртуальных вариантов:

  • Sound Toys Decapitator (один плагин для всех!)
  • AudioThing Wave Box
  • Минимальное аудио Rift 2

Что такое пух?

Хотя эта статья в первую очередь посвящена разнице между овердрайвом и дисторшном, я подумал, что стоит вкратце остановиться на третьем родственном эффекте — а именно на фуззе.

Как и дисторшн и овердрайв, фузз добавляет клиппинг в аудиосигнал, но в очень интенсивной форме. Настолько сильно, что результирующий усиленный сигнал представляет собой квадратную волну.

И снова перед нами чистая синусоидальная волна:

А вот сигнал после прохождения через устройство жесткой клиппизации (педаль fuzz):

Экстремально, правда? Квадратная волна, которую создает педаль fuzz, насыщена гармониками, что придает ей характерный «пушистый» звук, который довольно агрессивен. Хотя сам звук может быть трудно расслышать в миксе полной группы, его универсальность привела к тому, что его стали использовать не только в рок-музыке, но и в таких жанрах, как инди, альтернатива и даже электронная музыка.

Преимущества пуха

Хотя фузз несколько более хаотичен, чем другие педали усиления, есть много причин, по которым вы можете захотеть использовать педаль фузз в своем сетапе.

Характерный звук может добавить изюминку вашей музыке, а если сочетать его с другими эффектами, то можно создать уникальный голос. Джими Хендрикс — один из самых известных пользователей такой педали, и можно с уверенностью сказать, что его голос просто исключительный.

Насыщенность, обеспечиваемая высоким усилением, также приводит к увеличению длительности звучания — отлично подходит для эпического соло.

И хотя динамический контроль здесь меньше, чем у педалей овердрайва/дисторшна, если вы используете фузз на пауэр-аккордах или одном гигантском риффе, он действительно будет выделяться.

Типы педалей фузза

Вы угадали: существует множество педалей фузза, из которых можно выбирать. Но есть три классических стиля, которые повлияли на многих шреддеров:

Пушистое лицо

Педали в стиле Fuzz face считаются культовыми педалями фузза. Популярная в раннем психоделическом роке и ставшая знаменитой благодаря Джими Хендриксу, педаль fuzz face можно встретить у многих гитаристов.

Сгибатель тона

Хотя педали типа Tone Bender, как правило, очень агрессивны, они имеют более чистый тон за счет среза низких частот в эквалайзере. Если вы когда-нибудь слушали Led Zeppelin, то наверняка слышали, как Джимми Пейдж использует такую педаль.

Большая муфта

Этот тип педали отлично подходит для тяжелого ритм-звучания, благодаря своим мощным низким частотам и ярко выраженному «черпаку» в среднем диапазоне. Большинство педалей типа big muff оснащены ручкой регулировки тона, что делает его самым управляемым из «большой тройки».

Лучшие педали для фузза

Опять же, здесь есть из чего выбрать. Поспрашивайте, попробуйте. Но вот три для начала:

  • Electro-Harmonix Nano Big Muff Pi
  • ZVex Fuzz Factory Vertical
  • Dunlop JDF2 Fuzz Face

Лучшие плагины для фузза

Если вы хотите создать фузз в коробке, ваша DAW вполне может иметь свой собственный эффект, но вот несколько вариантов, которые можно попробовать:

  • Kuassa Efektor FZ3603 Fuzz
  • Fuse Audio Labs Dozer Drive
  • Distorque Face Bender — предлагает эмуляцию Fuzz Face и Tone Bender. И что самое приятное, это бесплатно!

О чем следует помнить

Некоторые люди, особенно блюзовые гитаристы, предпочитают использовать только усилитель, чтобы получить пуританский звук овердрайва. Это замечательно, если вы можете обойтись без чрезмерной громкости.

Другие используют комбинацию педалей дисторшна, овердрайва, буста и фуза в цепи, идущей к усилителю, чтобы довести сигнал до горячего состояния, полагаясь на сам усилитель, чтобы добавить последние штрихи к клиппингу.

Дисторшн и овердрайв не являются исключительной прерогативой гитаристов. Некоторые отвратительные клавишники добавляют гитарные педали к своим клавиатурным установкам, чтобы придать звучанию дополнительную жилку. А когда дело доходит до продюсирования и микширования музыки, добавление к партиям овердрайва/дисторшна может придать аналоговую теплоту вашему материалу.

Обратите внимание, что искажения в контексте этой статьи — это то, что вы намеренно создаете, чтобы изменить свой звук. Это приятный эффект. Цифровые искажения, с другой стороны, определенно не радуют, и их следует избегать.

Заключение

Если у вас голова идет кругом от этого долгого обсуждения всего искаженного, давайте подведем итог.

Разница между овердрайвом и дисторшном заключается в степени клиппирования, которое они вносят в цепь сигнала, в их динамической реакции на игру и в типичном использовании в музыке.

Для гурманов: если бы клиппинг был чили, то овердрайв был бы банановым перцем, а дисторшн — халапеньо.

Вот и все — полный обзор овердрайва, дисторшна и фузза. Теперь вы лучше понимаете, как они работают, и можете использовать их в своей музыке, чтобы создавать захватывающий материал.

Самое приятное, что для использования этих эффектов вам даже не обязательно играть на гитаре — дисторшн и овердрайв можно творчески использовать практически на любом инструменте. Это ваш звук, делайте с ним что хотите.

Теперь идите и создавайте гармонически богатую музыку.

Кнопка "Вернуться к началу"