Создание музыки

8 распространенных типов ритма, которые должен знать каждый музыкант

У меня есть ритм. У меня есть музыка. Гершвин выразил это в 6 словах: ритм необходим в любом жанре музыки (даже если это Nickelback). Но если вы начинающий музыкант, какие основные ритмы вам нужно знать?

В этой статье мы рассмотрим распространенные типы ритмических рисунков в музыке и разложим их на составляющие, чтобы вы поняли их ДНК.

Прежде чем мы погрузимся в различные ритмы, вам понадобится знание основ теории музыки, чтобы понять используемые термины.

Звучит неплохо? Как сказала Кэти Перри, давайте приковывать себя к ритму.

Что такое ритм в музыке?

Ритм — это регулярные или нерегулярные импульсы, ноты (или звуки) и тишина, организованные во времени. Эти звуки могут быть музыкальными нотами, исходящими от флейты Лиззо, или ненастроенными тонами, исходящими от ударной установки Томми Приджена.

Когда речь идет о музыкальном ритме, важны не тональности нот, а сами значения нот, паузы между ними и то, как они расположены на музыкальной «сетке».

Элементы ритма в музыке

У нас нет места для глубокого погружения в ритмические элементы, но вот основные вещи, которые вам нужно знать, чтобы понять ритмическую структуру.

Временная подпись

Вся западная музыка состоит из тактов и мер (иногда называемых барами). То, как эти меры разделены, зависит от временной сигнатуры.

Музыкальная временная подпись выражается двумя числами, одно над другим, вот так:

Верхнее число говорит о том, сколько ударов образуют меру. Нижняя цифра говорит о том, какие это удары.

В приведенном выше примере в каждом такте четыре удара, и каждый из них — четвертная нота. Практически вся популярная музыка использует эту временную подпись.

Вот некоторые другие распространенные временные сигнатуры, с которыми вы можете столкнуться:

3 четвертных ноты

В этой временной сигнатуре в каждом такте 3 четвертные ноты.

2 Половинки

В этой временной сигнатуре в каждой мере 2 половинные ноты. Математически это то же самое, что и 4/4, но ощущения от музыки гораздо более просторные.

6-8 Примечания

6/8 — еще одна распространенная временная подпись в современной музыке. В каждом такте шесть восьмых нот.

Счетчик

Метр в стандартной западной теории музыки означает, как сгруппированы удары. В дуплетном метре они группируются по 2 (как в примере 2/2 выше), в тройном — по три, а в четверном метре удары группируются в четверки.

Важно отметить, что музыкальному метру не важны значения нот, важно лишь то, как сгруппированы удары. Это придает ритмическим качествам музыки ощущение связности.

Сильные и слабые удары

Не напрягайтесь — мы почти закончили с техническими характеристиками!

Последний кусочек головоломки — понимание того, что в любом отрезке есть сильные и слабые удары.

Как правило, первый такт каждой меры будет сильным, а второй — слабым. Дальше все зависит от временной сигнатуры и метра. Дальние удары могут быть сильнее остальных, например, в размере 6/8 четвертый удар сильнее третьего.

Хороший ритм сочетает в себе сильные удары и акцентированные традиционные слабые удары, создавая запоминающиеся ритмические рисунки.

Мы рассмотрим распространенные ритмические рисунки в популярной музыке, но многие из них вы найдете и в классической музыке.

Как практиковать эти ритмические рисунки

Неважно, на каком инструменте вы играете (или какую DAW используете), попробуйте выстукивать эти ритмические рисунки руками. Так вы передадите суть ритма своему телу и сможете использовать его в своем творчестве.

Для каждого ритма есть звуковой пример с пустой мерой клика вверху. Вам будет сказано, в какой временной сигнатуре считать (в четыре, в три и т.д.). Делайте это в ровном темпе, повторяя схему счета, когда вы отбиваете ритм рукой.

Затем попробуйте отстучать счет одной рукой, играя ритм другой. Затем попробуйте добавить любые предложенные акценты или вариации.

Несинкопированные ритмические узоры

‘Четыре на этаже’

Этот тип ритма относится к устойчивому ритму, который встречается в танцевальной музыке, да и во многих других жанрах тоже. В этом ритме вы просто играете ровные четвертные ноты без каких-либо музыкальных акцентов на протяжении четырех ударов.

Вот как это выглядит в виде написанной музыки:

Четверо на полу

И вот как это звучит:

Это самый простой вариант, но он отлично подходит для того, чтобы продвинуть вашу музыку вперед, и является строительным блоком для более сложных ритмов.

Как тренироваться:

Считайте вслух по четыре («1-2- 3-4)» и отстукивайте каждый такт правой рукой. Затем попробуйте акцентировать первый удар каждого такта.

‘The Off-Beat’

Этот ритмический рисунок характерен для регги и его поджанров, но одинаково полезен во многих стилях музыки. Этот простой ритм создается путем игры на традиционных слабых ударах 2 и 4, оставляя удары 1 и 3 беззвучными.

Не в такт

Несмотря на поразительную простоту, это отличный ритм, который можно использовать, если вы играете на гармоническом инструменте и хотите не мешать более сложным ритмам, звучащим вокруг вас.

Вариация этого музыкального ритма заключается в том, чтобы разделить одну или обе четвертные ноты на две восьмые ноты, например, так:

Как тренироваться:

Считая от четырех, отстучите рукой такты два и четыре. Чтобы добавить вариацию, просто отстучите по две четные ноты на каждый из тактов два и четыре.

Если вы хотите разнообразить игру, попробуйте постукивать левой рукой только на третьем такте, в то время как правая рука продолжает на 2 и 4.

‘Баллада’

Еще один очень простой ритмический рисунок, который должен знать каждый начинающий музыкант, — это «Баллада». Она состоит в основном из длинных нот с небольшим пропуском в середине. В музыкальном смысле это четвертная, восьмая и половинная ноты.

Баллада

Как вариант, половинная нота в конце может быть разделена на две четвертные ноты.

Эту вариацию можно услышать в басовой линии песни Отиса Реддинга «Sitting On The Dock Of A Bay».

Как тренироваться:

Считайте четверками, но подразделяйте 2-й такт с помощью ‘ и ‘: 1-2-&-3-4’.

Правой рукой отбивайте такты 1, 2& и 3 (и такт 4, если вы исполняете вариацию). Левая рука отбивает счет. Затем попробуйте поменять роли для каждой руки!

‘The Pulsing 8ths’

Этот ритмический рисунок прост, но требует практики, чтобы добиться ровного и красивого звучания.

В этом ритме вы играете на каждом основном ударе, а также на вкраплениях между ними. Поэтому между каждым тактом вставляйте «и», например: ‘1-&-2-&-3-&-4-&’.

Как тренироваться:

Для начала потренируйтесь считать четверками, вставляя между каждым числом слово «and» (или повторяйте слово «cola» на каждый такт — два слога естественным образом разделят ваш такт на два). Затем отстучите ритм правой рукой.

Когда у вас появится плавный ритм, попробуйте отстукивать основные четыре удара левой рукой, а правой играть пульсирующие восьмые ноты.

‘Вальс’

Не так много современной музыки написано в формате 3/4 (пример тройного метра), но старый добрый Билли Эйлиш несколько лет назад использовал его в своих целях.

В этом ритмическом рисунке вы играете на первой и последней четвертных нотах в каждом такте, но добавляете небольшой акцент (или ударение) на первый такт.

Этот традиционный вальсовый рисунок можно встретить во многих произведениях классической музыки. На ум сразу же приходит «Голубой Дунай» Штрауса. Он также лежит в основе сложных дуплексных (6/8) и тройных (9/8) метровых ритмов.

Как тренироваться:

Помните, что в форме времени 3/4 в каждом такте всего три удара. Поэтому в этот раз мы будем считать тройками (1-2-3, 1-2-3 и т.д.). Отстучите первый и последний такты правой рукой, но сделайте небольшой акцент на первом такте.

В качестве вариации попробуйте сыграть такт 1 левой рукой, а такты 2 и 3 — правой, считая при этом вслух по три.

Синкопированные ритмические узоры

Если вы хотите создать запоминающийся ритмический рисунок, вам придется попробовать синкопирование. В синкопированных ритмах акценты падают на обычно более слабые удары, чтобы создать ощущение волнения. Считайте, что синкопированный ритм — это музыкальный эквивалент большого падения на американских горках.

Синкопированные ритмы играют с тем, куда попадают акцентированные удары. Мы ожидаем услышать определенные сильно акцентированные удары в каждом такте, например, удар один, но когда эти ожидания нарушаются, например, акцентированием второй восьмой ноты в такте, эти сильно акцентированные удары образуют захватывающий музыкальный ритм.

Вот несколько классических синкопированных ритмов, которые стоит освоить:

‘The Pull’

Этот ритм используется гитарой в классической песне Stones «Honky Tonk Woman». Этот же ритм (в более быстром темпе) можно найти в песне Бруно Марса «Locked Out Of Heaven».

В этом ритме играется первый такт, за которым следуют вторые восьмые ноты тактов 3 и 4 (3& и 4&).

Как тренироваться:

Считайте вслух по четыре, разделяя каждый счет на два с помощью слова «and». Затем отстучите правой рукой такты 1, 3-& и 4-&.

1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

Не забывайте, что даун-бит (первый удар) идет сразу после 4&, так что к этому придется привыкнуть.

Как только вы освоите партию правой руки, попробуйте добавить левую руку, отстукивающую четвертные ноты, при этом продолжая считать вслух, как и раньше.

RH: 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

LH: 1 2 3 4

Наконец, попробуйте просто отстучать эти две части, не считая вслух.

‘Билли Джин’

Нет призов, чтобы угадать, где вы услышите этот ритм…

Струнный пэд играет этот ритм на протяжении всего куплета классической песни Майкла Джексона. Это отличный вариант для освоения.

Играется первый такт, затем вторая восьмая нота второго такта. И все. Повторяйте на свое усмотрение или пока не дойдете до припева.

Как тренироваться:

Считая так же, как в «The Pull», правой рукой отбивайте такт вниз и 2&:

1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

Затем добавьте левую руку, отстукивающую четыре основных такта меры:

RH: 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

LH: 1 2 3 4

Не получилось? Если у вас особенно амбициозное чувство ритма, попробуйте соединить Billie Jean с Pull…

‘Viva La Vida’

Опять же, я ничего не скрываю от вас в названии этого ритма. В ликующем гимне Coldplay, сыгранном струнными, этот двухмерный ритм сочетает регулярные сильные удары в первом такте с акцентированными слабыми ударами во втором такте.

Вива ла Вида

Как тренироваться:

Снова считайте по четыре, с делениями на вторую восьмую ноту каждого такта.

Правой рукой наберите следующие слова:

1 — и — 2 — и — 3 — и — 4и | 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

Затем добавьте левую руку, отстукивающую такты с 1 по 4:

RH: 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4и | 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

LH: 1 2 3 4 | 1 2 3 4

Этот — хитрец, поэтому начинайте осторожно и медленно.

Если вы чувствуете себя особенно дико, попробуйте соединить эту песню с The Billie Jean. Помните, что The Billie Jean длится всего один такт, поэтому в этом случае вы будете играть этот ритм дважды в течение двух тактов:

RH: 1 — и — 2 — и — 3 — и — 4 — и | 1и — 2 — и — 3 — и — 4 — и

LH: 1 2 3 4 | 1 2 3 4

Создание новых ритмических узоров

Очевидно, что ритмы, которые вы видите здесь, — это лишь капля в море, когда речь заходит о ритмических представлениях, которые вы можете создать.

Рассматривайте приведенные выше примеры как строительные блоки ДНК для создания более крупных и сложных ритмических музыкальных элементов.

Сложные ритмы, как правило, трудно понять, когда вы впервые с ними сталкиваетесь. Но если вы разложите их на составные части, то вскоре поймете, что к чему.

Базовое понимание теории музыки станет вашим лучшим союзником, когда дело дойдет до понимания того, как работает ритм в музыке.

Ритмические термины

Ниже приведены термины музыкального ритма, с которыми вы можете столкнуться, продолжая свое путешествие по ритму в музыке.

Полиритмические узоры

Полиритмы — это когда два разных ритма играются одновременно. Это создает плотное ритмическое рагу в структуре композиции.

Полиритмы часто используются в африканской музыке, их можно услышать в ансамбле ударных инструментов сальсы. Стив Райх также известен использованием полиритмов в своей музыке.

Прогрессивный ритм

Прогрессивный ритм — это ритм, который незначительно меняется при каждом повторении. Эти небольшие изменения накапливаются и со временем приводят к появлению нового ритма.

Чередующиеся ритмы

Как следует из названия, переменный ритм — это когда музыкальное произведение регулярно переключается с одного ритма на другой.

Песня The Beatles «I Want You » — отличный пример использования чередования ритмических идей для достижения огромного драматического эффекта.

Гармонические биты

Термин «гармонические биения» на самом деле означает слуховую иллюзию, возникающую при одновременном воспроизведении двух или более тонов схожей частоты.

Но вы можете услышать этот термин вместо «гармонического ритма». В этом случае речь идет о темпе смены аккордов в музыкальном произведении.

Если, например, в пьесе в размере 4/4 аккорды меняются каждый такт, гармонический ритм будет описан как целая нота.

Смешанный счетчик

Песня, в которой сочетаются временные сигнатуры с разными метрами, называется смешанным метром.

Композиторы регулярно смешивают двойные и тройные временные сигнатуры, чтобы создать интерес и волнение в своей музыке. Это делал Стравинский, это делали Radiohead. Кейт Буш делала это в 70-е годы, а пару лет назад в сериале Stranger Things воскресила «Грозовой перевал».

Меняя временные сигнатуры, вы меняете группировку ударов (метр), что нарушает ожидания слушателя. Освоить это непросто, но когда вам это удается, вы получаете огромное удовольствие.

Кнопка "Вернуться к началу"