Создание музыки

15 величайших гитарных риффов всех времен

Были ли великие гитарные риффы до появления рока? Как насчет великих гитарных риффов в других жанрах, современников рока? Что делает гитарный рифф великим? Является ли его популярность самым важным фактором?

Являясь поклонником истории рок-музыки и большим фанатом многих рок-гитаристов, автор этой статьи не хочет вытеснять гитарные риффы с их естественно приобретенной культовой позиции. Тем не менее, есть много других вещей, которые необходимо донести до читателя, касающихся величайших риффов всех времен.

Поэтому, сохраняя связь с Van Halen, Led Zeppelin, Black Sabbath, The Rolling Stones, Deep Purple, AC DC и остальными, мы постараемся заглянуть и в другие места, чтобы дать более полное представление о гитарной игре в целом.

Что такое гитарный рифф?

Запоминающийся гитарный мотив или фраза, повторяющаяся несколько раз. Повторы служат своеобразным якорем для слушателя и одновременно придают связность и последовательность общей музыкальной форме произведения. Для этой цели риффы чаще всего располагаются в самом начале.

Иногда определенный запоминающийся мотив встречается только один раз, не обязательно сочиненный или предназначенный для использования в качестве риффа. Иногда такой мотив становится частью соло ведущей гитары. Таким образом, можно задаться вопросом, насколько важны повторы; только ли запоминаемость фразы позволяет считать ее риффом?

Важно отметить, что когда мы говорим о риффе, мы ожидаем некоего повторяющегося паттерна, не обязательно до буквы, как это делают циклические программы. Он также может быть ритмичным (как показывают некоторые из приведенных риффов).

На тему «Величайшие гитарные риффы»

Всегда ведутся споры о том, что приносит какую-то пользу, особенно когда речь идет о сверхценностях. Ведь то, что для одного является великим риффом, для другого может показаться незначительным. Поэтому гитарный мир может не согласиться с тем, что будет представлено ниже.

Но опять же: что делает гитарный рифф великим? Только ли популярность имеет значение? Я бы сказал, что нет, потому что в таком случае, если ранее культовый рифф становится менее популярным, это означает, что он менее велик, чем был раньше, а это, по меньшей мере, абсурдный подход.

Исторический контекст

Некоторые из лучших гитарных риффов были написаны много веков назад. При этом мы не будем выходить за рамки того, что применимо к гитаре в том виде, в котором мы ее знаем: 6-струнный инструмент без удвоения струн. Таким образом, самые ранние классические риффы, приведенные ниже, относятся к концу XIX века.

Величайшие гитарные риффы рока

Некоторые риффы для электрогитары настолько популярны, что их исполнение считается «запрещенным» в гитарных магазинах. Помимо тех, которые мы перечислим ниже как «величайшие», к ним относятся вступительный рифф «The White Stripes» группы Seven Nation Army, «Smells Like Teen Spirit» группы Nirvana, «Sweet Home Alabama» группы Lynyrd Skynyrd (и это лишь некоторые из них).

1) Stairway To Heaven — Джимми Пейдж

Stairway To Heaven - Jimmy Page

Да, работникам гитарных магазинов это надоело… На каждую сыгранную фразу Дэвида Боуи или (скажем) Майкла Джексона они слышат рифф из «Stairway to Heaven» десятки (если не сотни) раз. Так что же делает этот гитарный рифф таким популярным, почему популярность этой песни так высока и обусловлена ли она риффом как таковым?

Вопреки определению гитарного риффа как чего-то «…в чем сосредоточена большая часть энергии и возбуждения…» (Рикки Руксби), рифф из «Stairway to Heaven» почти «плоский», когда речь идет об этих категориях. Напротив, он привносит медитативную атмосферу, сильно отличающуюся от стандартного классического риффа.

Арпеджированная спокойная прогрессия, плавно переходящая в лирический куплет о «покупке» вознесения в высшую сферу существования…

Исключительно оригинальный пакет, основанный на необычайно хорошо скомпонованном гитарном риффе. Можно ли (даже теоретически) ожидать и получить от гитарного риффа что-то большее?

2) Smoke On The Water — Ritchie Blackmore

Хотя этот рифф и не входит в список любимых риффов гитарных продавцов, он, безусловно, занимает высокое место в сердце каждого электрогитариста. Более того, можно сказать, что вся песня является для истории рока тем же, чем «Billie Jean» Майкла Джексона является для истории поп-музыки. Но почему этот гитарный рифф должен быть для рока тем же, чем является для поп-музыки басовый рифф?

Поиск «Smoke On The Water» в Google выдает «классический рок» как жанр песни. Статья в Википедии (верхняя статья, выдаваемая при поиске), напротив, классифицирует жанр как «хард-рок; хэви-метал».

Отсутствие точек соприкосновения между поиском в Google и статьей, размещенной на самом верху, встречается очень и очень редко. Конечно, такой «эффект» может быть достижим, если основан на сложности, но кажется невозможным, если основан на простых средствах, таких как гитарный рифф, построенный только из пауэр-аккордов.

Когда вы знаете, что делаете (то есть, когда вы гитарист Ричи Блэкмор) — меньше значит больше! И большинство лучших гитарных риффов именно такие: простые! Теперь даже простые гитарные риффы звучат тяжело в хэви-метал музыке, но это уже совсем другая тема.

3) Sweet Child O’ Mine — Slash

Sweet Child O' Mine - слэш

Хит, ставший вершиной эпохи, после которой большинство рок-музыкантов, похоже, окончательно распрощались с прямыми классическими рок-влияниями (а иногда и отсылками) в своей музыке. Кажется почти невероятным, что эта песня всего на 4 года старше классической песни Nirvana «Smells like Teen Spirit».

Интересным образом этот гитарный рифф имеет близкое сходство с лучшими гитарными риффами, упомянутыми выше. Гармонически он основан на арпеджированных пауэр-аккордах, таким образом, элегантно беря «лучшее из двух миров».

Слэш выровнял все струны на полутон, применив так называемую альтернативную настройку гитары. Трудно сказать, было ли это сделано для того, чтобы помочь пению Эксла Роуза, или для того, чтобы легкий рифф звучал тяжелее.

Одна из самых популярных песен за всю историю, в некотором смысле ознаменовавшая поворот к тяжелым риффам в целом. Конечно, легкие веселые риффы продолжали сочинять, но в конце 80-х — начале 90-х они значительно вышли из моды.

Мысленная фраза о роке

«Большая часть современного рок-н-ролла — это продукт чувства вины». — Капитан Бифхарт

Величайшие риффы для джазовой гитары

Импровизация — важнейшая составляющая джаза — опирается на оригинальные мелодические идеи, которые, в свою очередь, наследуют свою связность от ритмической последовательности. Таким образом, джазмен, говоря о «лучших гитарных риффах», на самом деле имеет в виду ритмические последовательности, каждая из которых содержит мелодические и ритмические вариации на тему ранее сыгранной фразы. Буквальных повторений риффов следует избегать.

1) BESAME MUCHO — WES MONTGOMERY

«Besame Mucho» — это стандарт болеро, мгновенный хит, выпущенный в 1940 году. Когда Монтгомери выходил из подросткового возраста, он очень полюбил эту классическую песню, поскольку она предлагала другую пульсацию по сравнению со стандартным свинговым настроением 4/4, характерным для большинства американской музыки того времени.

Гитарный аккомпанемент оригинальной аранжировки песни пульсирует скорее как (то, что позже будет известно как) босса-нова, стилистически сильно отличаясь от устоявшейся традиции мариачи или болеро.

Если пойти еще дальше, то метр песни «Besame Mucho» на альбоме Монтгомери «Boss Guitar» — 6/8. Поскольку ощущение пульсации встречается все реже, Уэс выбрал культовый рифф в начале своего соло.

Однобарный рифф ритмически повторяется, мелодия адаптируется к смене аккорда, затем следуют 2 бара мелодического и ритмически широкого перефразирования. Как и подобает джазменам, он подробно развил эту тему, но эти первые 4 такта его соло — настоящая икона среди поклонников джазовой гитары.

2) Джанго — Джо Пасс

Джанго - Джо Пасс

Хотя изначально это стандартная мелодия в размере 4/4, тематическая экспозиция «Джанго» на альбоме «For Django» получает совершенно оригинальное и неожиданное метрическое решение. Она чередуется между 3/4 и 4/4 в течение 10 тактов, после чего мы слышим еще 2 такта в 4/4 с короткой ферматой в конце второго.

Восемь тактов 3/4 завершают тему, с ритардандо в самом конце. Дополняя необычную 20-баровую форму мелодии, такое метрическое решение делает звучание всей песни почти потусторонним.

Сама тема построена на ритмическом риффе, поэтому соло Пасса в «For Django» открывается легендарным ответным ликом, как бы подчеркивая возвращение к стандартному темпу 4/4 medium swing. Вся эта фраза длиной в 4 бара содержит 2 суб-риффа, второй из которых, похоже, был позаимствован у Джона Колтрейна.

Основной рифф представлен во 2-м такте этого сольного дебюта, за которым в течение полутора тактов следует рифф Колтрейна. Хотя 3-й такт открывается дальнейшей экспозицией Колтрейна, закрывается он в противоположном направлении, таким образом, направленно полностью совпадая с его же риффом из 2-го такта. Милое дитя Паса!

3) MINOR SWING — DJANGO REINHARDT

MINOR SWING - DJANGO REINHARDT

Если вся песня состоит из одного риффа, это само по себе говорит о его качестве и оригинальности. «Minor Swing» построена именно таким образом, имея простую 16-барную форму.

Хотя тема исполняется без гармонического фона, соло имеют стандартную прогрессию I-IV-V-I в ля-миноре, где субдоминантовый аккорд удивительным образом содержит мажорную 6-ю ноту (обычно считающуюся «избегающей нотой»).

У среднестатистического гитариста может возникнуть соблазн опираться на пентатоническую гамму ля-минор в течение всего соло, что, конечно, сработает. На самом деле, благодаря тому, что субдоминантовый аккорд до-минор сохранил свою мажорную 6-ю (B), подойдет даже пентатоническая гамма ми-минор.

Джанго начинает свое соло с риффом, четко очерчивающим аккорды. Рифф начинается с пошагового движения, переходящего в нисходящий арпеджированный аккорд. Это его фирменное движение и один из лучших гитарных риффов, которые когда-либо создавались! Эта мелодия была записана в общей сложности шесть раз, и этот оригинальный рифф из записи 1937 года сохранил свой культовый статус.

размышления о джазе

«Если вам придется спрашивать, что такое джаз, вы никогда не узнаете». — Луи Армстронг

Величайшие блюзовые гитарные риффы

В блюзе, как и в джазе, принято, чтобы музыканты исполняли известные песни своих предшественников или современников. Порой бывает трудно определить, какой рифф был разработан кем, ведь разделения песен тогда еще не было. Блюзовые гитарные риффы, приведенные ниже, являются основой того, что определяет и идентифицирует великий блюзовый рифф в любом случае, независимо от того, кому принадлежит заслуга.

1) Sweet Home Chicago — Robert Johnson

Милый дом Чикаго - Роберт Джонсон

Настоящая жемчужина, имеющая почти мифический статус, «Sweet Home Chicago» многими считается блюзовым гимном. И не зря: на живом выступлении любой блюзовой кавер-группы она почти наверняка войдет в сет.

Джонсон впервые записал эту песню в 1936 году. Тогда стереозапись была еще в зачаточном состоянии, поэтому в «меню» было только моно. На самом деле, даже справиться с белым шумом было непросто, что видно на записи.

Аккомпанемент на гитаре основан на однобаровом риффе, где верхняя нота блок-аккорда попеременно поднимается и опускается. Акценты ставятся на такте вниз, а соответствующий блок-аккорд повторяется без акцента на такте вверх в свинговой пульсации.

Тот, кто попросит привести пример простого гитарного риффа, определяющего блюз, скорее всего, укажет на этот рифф. Рифф, определяющий жанр… что еще можно сказать о его величии.

2) Hoochie Coochie Man — Muddy Waters

hoochie coochie man - muddy waters

Песня Hoochie Coochie Man не была написана Уотерсом, хотя он был первым, кто записал ее в 1954 году. Интересно, что тогда ему было уже за 40.

Похоже, что Уотерсу не было равных в энтузиазме, который отличал его от сверстников. Это важно, ведь в середине 1950-х годов современный блюз находился в зачаточном состоянии и нуждался в упорстве и настойчивости, чтобы превратиться в популярный поджанр.

Сам рифф настолько мощный и доминирующий, что его играют попеременно с вокалом. Во время вокальной лирики нет гитары, а во время риффа — вокала. Интересно, что рифф состоит из двух мелодичных фраз с похожим ритмом, движущихся в противоположных направлениях.

Бесчисленные блюзовые песни, написанные впоследствии, будут следовать аналогичной схеме, и, таким образом, этот рифф, несомненно, стоит в основе того, что определяет современный блюз.

3) Woke Up This Morning (My Baby’s Gone) — B.B. King

Woke Up This Morning (My Baby's Gone) - B.B. King

Можно с полным правом сказать, что стандартная 12-барная блюзовая форма (с сохранением стандартной гармонической прогрессии) остается блюзовой песней до тех пор, пока в ней не начинают преобладать другие/чужеродные элементы.

Песня «Woke Up This Morning» — архетипический пример идеального баланса. Очевидные латиноамериканские и джазовые влияния, но, тем не менее, это блюзовая песня.

Простой, но мощный рифф может быть истолкован как принадлежащий к другому стилю, особенно в его первом появлении. Однако при повторении он содержит мелодические адаптации к блюзовой прогрессии, тем самым явно демонстрируя блюзовый характер.

То, что определяет жанр и при этом не влияет (не доминирует) над другими влияниями — действительно самое элегантное решение. Как для конкретной песни и контекста, так и для поджанра в целом.

размышления о блюзе

«Блюз был похож на проблемного ребенка, который мог быть у вас в семье» — Би Би Кинг.

Величайшие риффы для классической гитары

От «Day Tripper» The Beatles, «(I Can’t Get No) Satisfaction» The Rolling Stones и «Whole Lotta Love» Led Zeppelin, через значительную часть опусов Deep Purple, Black Sabbath, AC DC, Eric Clapton, Jimi Hendrix и Bob Marley, до David Bowie, Michael Jackson и даже «Seven Nation Army» The White Stripes, информированный слушатель и поклонник классической музыки обнаружит влияние предыдущих дозорных.

Конечно, никто в здравом уме не станет утверждать, что The Rolling Stones или AC DC — классические музыканты, или что песни «Day Tripper», «Purple Haze», «Whole Lotta Love» и «Redemption Song» относятся к репертуару классической музыки. И все же, поскольку влияние очевидно, возникает один простой вопрос: существуют ли классические гитарные риффы, которые можно причислить к лучшим гитарным риффам всех времен?

1) Recuerdos de la Alhambra — Francisco Tarrega

Вспоминая Альгамбру - Франсиско Таррега

«Recuerdos de la Alhambra» — прекрасный пример произведения, вдохновленного историей. Альгамбра — это дворцово-крепостной комплекс, расположенный в Гранаде, Испания, и являющийся объектом исторического наследия.

Пьеса полностью опирается на рифф, звучащий в самом начале. В нем большой палец играет арпеджированные аккорды на протяжении всего произведения, а указательный, средний и безымянный пальцы последовательно повторяют ноту мелодии.

Техника исполнения этого риффа известна как «тремоло» (в отличие от одноименного эффекта электрогитары). Более ранние примеры тремоло неизвестны. Гитарный рифф, определяющий новую технику? Чистое великолепие в лучшем виде!

Стоит отметить, что, оказывается, эта техника была введена для того, чтобы компенсировать недостаток устойчивости гитарного тембра. В наше время можно просто увеличить мощность компрессора и вуаля: дело сделано.

2) Капричо Арабе — Франсиско Таррега

Капричо Арабе - Франсиско Таррега

Кто-то скажет, что это несправедливо, когда композитор/гитарист фигурирует несколько раз в очень коротком списке. Но если он — главный рифф-маг, не будет ли несправедливо, если он ограничится лишь одним появлением?

Регулярно совершая однодневные поездки на юг Испании, Таррега подводил любителей гитары к более близкому знакомству с ее историей, не стесняясь вдохновляться ее чрезвычайно богатым и красочным наследием. Так, он написал «Арабское каприччио» («Capricho Árabe»), в очередной раз отдав дань уважения традиции, которую он, естественно, очень любил и которой, по крайней мере, отчасти вдохновлялся.

Основной рифф пьесы появляется после рубатоподобного вступления, когда пьеса переходит в устойчивый средний темп. Как и положено хорошему риффу, эта гитарная пьеса почти полностью основана на нем, с небольшими ритмическими и мелодическими вариациями.

Разделы, не основанные на риффе, служат лишь переходами (т. е. соединителями риффа). Как мы уже убедились, рифф не только существует в классической музыке, но и является стандартным и наиболее распространенным краеугольным камнем произведения.

3) Астурия — Исаак Альбенис

Астурия - Исаак Альбенис

Представьте, что вы написали фортепианную пьесу, основанную на коротком риффе. Затем представьте, что кто-то адаптировал ее для гитары. И наконец, представьте, что гитарная версия более популярна… например… в 20 раз более популярна (во всяком случае, на YouTube ). В такой ситуации можно справедливо спросить: «А не является ли рифф пьесы — для всех практических целей — на самом деле гитарным риффом»?

Предполагается, что в гитарной адаптации произведения использовались другие аккордовые партии. В отличие от всех упомянутых до сих пор риффов, этот явно требует пальцевого стиля игры. Это связано с тем, что он «разбросан» по соседним струнам, а темп очень быстрый.

Собственно мелодия располагается в нижнем регистре, а между двумя нотами мелодии всегда звучит устойчивая высокая нота. Эта высокая нота ритмически одинаково удалена от нот мелодии, которые предшествуют и следуют за ней. Такое течение риффа характерно для гитары фламенко.

В то время, когда была написана эта пьеса, гитара фламенко не считалась сольным инструментом; даже классическая гитара должна была быть еще «эмансипирована». Иначе, похоже, Альбенис написал бы исключительно гитарную композицию. К счастью, естественный ход вещей исправил эту непреднамеренную несправедливость.

размышления о классической музыке

«Все любят классическую музыку, просто пока не знают о ней». — Бенджамин Зандер

Величайшие риффы для народной гитары

Учитывая, что народная музыка — это, попросту говоря, все, что тесно связано с музыкальными традициями определенного народа или региона, довольно сложно выбрать представителей среди множества самых разных музыкальных традиций. Можно сказать, что есть огромная разница между «Smoke on the Water» и «Johnny B Goode», или между «Ain’t Talkin’ ’bout Love» и любой известной песней Эрика Клэптона. Верно. Но как насчет разницы между балийским гамеланом и музыкой кантри, например? Или между монгольским горловым пением и испанским фламенко?

«Фолк» в данном контексте означает просто четко выраженные аутентичные традиционные этнические музыкальные влияния (в отличие от целостного жанра с собственными четко определенными музыкальными характеристиками).

1) I walk the line — Johnny Cash

Я прохожу через черту - Джонни Кэш

Помимо того, что песня «I Walk the Line» мгновенно стала хитом после записи, ее удивительная особенность заключается в том, что она передается от поколения к поколению. Ее жизнерадостность и простота привлекали молодых, а очевидное и очень сильное влияние музыки кантри — старшее поколение.

Это определенно песня в стиле кантри, хотя некоторые относят ее и к рокабилли. Если это так, то это означает лишь то, что она была еще более любима всеми.

Определяя простую гармоническую прогрессию I-IV-I-V, вся фраза состоит из однобарного мелодического риффа, повторяющегося в транспонированном и адаптированном виде, чтобы служить мелодией и гармонией. Очень подходит для начинающих гитаристов.

В то время как музыкальный мир в середине 1950-х годов постепенно начал склоняться к мрачным аккордовым прогрессиям, простые гитарные риффы по-прежнему выдерживали испытание временем. Богатство, созданное из немногих ресурсов.

2) Cancion del Mariachi — Антонио Бандерас

Кансьон дель Марьячи - Антонио Бандерас

Песня, звучавшая в фильме «Десперадо», стала классикой середины 90-х (как и сам фильм). Стал ли фильм популярным благодаря своей музыке, или же он популяризировал музыку, звучащую в нем? Трудно сказать.

Однако спустя почти 30 лет после выхода фильма эта песня по-прежнему остается актуальной, когда нужно представить современный стиль мариачи. Одно можно сказать наверняка: Антонио Бандерас действительно играет на лид-гитаре в этой записи, что удивило многих в то время.

Расположенный в начале песни, рифф вступает один (в версии, показанной в фильме, ему предшествует вступление rubato). Арпеджированное трезвучие определяет гармонию, переходя в параллельные терции, объявляя мелодию риффа. Затем вступает бенд, играя довольно типичный для мариачи аккомпанемент в 3/4.

Исключительно универсальный рифф. Он идеально вписывается в музыкальную идиому мариачи, но при этом можно придумать множество вступлений для групп, которые могли бы описать совершенно разные стили и жанры. И тем не менее, со всеми ними этот рифф будет работать идеально! Универсальность в самом лучшем виде!

3) Entre dos Aguas — Paco de lucia

Entre dos Aguas - Paco de lucia

Песня «Entre Dos Aguas» даже не была бы написана, если бы у Пако было достаточно песен/композиций для альбома «Fuente y Caudal». Не имея ни одной мелодии, он придумал рифф на ходу, напел его своим товарищам по группе и вошел в студию.

Тема оказалась очень успешной даже в качестве сингла, подняв продажи самого альбома. Это было удивительно, поскольку альбом фламенко, в котором доминирует композиция фламенко-румба (а сама румба была завезена несколько поколений назад из Южной Америки), представлял собой некое противоречие в терминах.

Интересно, что предшествует гитарному риффу басовый рифф, который вступает один в самом начале. Гитарный рифф появляется только после вступления перкуссии и ритм-гитары.

Короткий рифф в одну строчку и два аккорда — это иногда все, что нужно. Конечно, виртуозность Пако порождает чудеса на его основе, но рифф — это краеугольный камень, вдохновение, душа чуда!

размышления о народной музыке

«Народная музыка — это кучка толстяков» — Боб Дилан

Почетные грамоты, комментарии и некоторые дополнительные замечания

В альбоме «The Jimi Hendrix Experience» содержится тонна эпических гитарных риффов, а фаворитом публики, вероятно, является вступительный рифф из «Purple Haze». Кроме того, большинство риффов уже упомянутых вдохновляющих групп и/или инструменталистов (Deep Purple, Rolling Stones, Эрик Клэптон, Эдди Ван Хален и многие другие), несомненно, стоят в ряду лучших риффов за всю историю гитары.

Знаменитые гитарные риффы знамениты не просто так, и это хорошо. Звучащая как панк или как «Ain’t Talkin’ ’bout Love» Эдди Ван Халена, или как «Redemption Song» Боба Марли, хорошая оригинальная песня в первую очередь опирается на любимый рифф.

Простые гитарные риффы — не всегда лучшее решение, хотя к простоте нужно стремиться всегда. Но как бы ни были они важны, одни риффы — это еще не вся история. Как насчет гармонии? Сложная ли она или состоит всего из двух аккордов? Ритм, темп, участники группы… все имеет значение!

Заключение

Целью этой статьи была попытка привлечь внимание поклонников гитары к некоторым малоизвестным риффам, принадлежащим к менее популярным жанрам. Даже начинающие гитаристы иногда могут сочинять фантастические риффы, и поэтому информирование их может быть только полезным. В конце концов, сегодняшние дети — это завтрашние Deep Purple и Led Zeppelin, играющие на лид-гитаре, сочиняющие следующую «Smoke on the Water», поднимающиеся по «Stairway to Heaven».

Наконец, иногда все, что нужно, — это время! И если ваша оригинальная песня постепенно все чаще появляется в видеоуроках разных людей, на дистанционных или очных уроках игры на гитаре, рискну предположить, что упоминание о ней в журнале Rolling Stone — всего лишь вопрос времени. При наличии терпения даже небо — это не предел, это даже не начало предела. Но оно может — и должно — ознаменовать конец звездного начала!

Кнопка "Вернуться к началу"