Создание музыкиТеория

10 профессиональных приемов и советов по технике звукового оформления

Производство
Теория

10 профессиональных приемов и советов по технике звукового оформления

10 профессиональных приемов и советов по технике звукового оформления 10 профессиональных приемов и советов по технике звукового оформления

В самом простом виде цель саунд-дизайна — создать звук таким образом, чтобы достичь определенного творческого замысла. Неважно, создаете ли вы жуткую атмосферу дома с привидениями для фильма ужасов или пульсирующий синтезатор для динамичного EDM-трека — саунд-дизайн охватывает все сферы деятельности, от музыки до кино, видеоигр и не только.

Саунд-дизайнеры во многом похожи на звуковых алхимиков: они берут идею о том, как что-то может звучать, и с помощью соответствующих инструментов воплощают ее в жизнь.

Представьте себе сцену из последнего научно-фантастического фильма, в которой инопланетное существо делает свой первый вдох. Скорее всего, это будет потусторонний выдох, от которого в кинотеатре у вас по спине побегут мурашки. Этого призрачного, но прекрасного звука не существовало бы, если бы не звукорежиссер, вдохнувший в него жизнь.

Сегодня мы углубимся в тонкости звукового дизайна и рассмотрим десять профессиональных приемов и советов, которые помогут вам извлечь максимум пользы из создаваемых звуков.

История звукового дизайна

Эволюция саунд-дизайна тесно связана с развитием медиа и технологий. Однако самые первые образцы саунд-дизайна появились тысячи лет назад. Греки и римляне создавали уникальные механические устройства для включения звуковых эффектов в свои сценические представления, такие как ветряные машины, сделанные из обтянутых тканью вращающихся колес, и громовые машины, состоявшие из медных шариков, опущенных на натянутые воловьи шкуры.

Однако к началу XX века, когда инженеры наконец-то получили возможность синхронизировать звук в кино и на радио, они начали создавать живые звуковые эффекты во время киносеансов и радиопередач с помощью различных механических устройств.

Фильм «Певец джаза» (1927), ставший первым «разговорным» фильмом, сыграл значительную роль в популяризации синхронного звука в кино.

В 1930-х годах звукорежиссеры начали использовать записанные звуки для создания специфических эффектов в кино и на радио, чтобы сделать медиа более правдоподобным. Джек Фоули был одним из первопроходцев в области звуковых эффектов, разработав технику создания и синхронизации звуковых эффектов в реальном времени с действием на экране.

Это дало начало термину «Фоули», или процессу добавления пользовательских звуковых эффектов в фильмы.

С 1940-х по 1970-е годы технологии стремительно развивались, предоставляя звукорежиссерам больше возможностей для творчества. Магнитная лента стала одним из революционных элементов саунд-дизайна, поскольку позволила людям редактировать и манипулировать записанными звуками.

Эта форма искусства была названа «Конкретной музыкой».

Благодаря таким пионерам, как Пьер Шеффер и Роберт Муг, синтезаторы вскоре появились на рынке, позволив нам создавать звуковые ландшафты для кино и телевидения, как никогда раньше.

Конечно, по-настоящему все изменило для современного продюсера появление цифровых технологий в 1980-х годах. С появлением цифровых аудиосистем, сэмплеров и синтезаторов для интеграции звукового дизайна открылись широкие возможности.

Чем занимается звукорежиссер?

Саунд-дизайнеры создают, редактируют, создают и манипулируют звуком для различных видов медиа, включая музыку, кино, телевидение, игры и UX-приложения. В зависимости от типа проекта, над которым они работают, сфера их деятельности может меняться. Давайте рассмотрим несколько примеров ролей, которые может выполнять саунд-дизайнер.

Звуковой дизайн в музыке

В музыкальном производстве роль саунд-дизайнеров может сильно различаться.

Чтобы сочинять, создавать и манипулировать звуком для своих треков, они часто ориентируются в дико сложном мире инструментов (реальных или виртуальных), полевых записей, процессоров эффектов и DAW.

Например, саунд-дизайнер может захотеть создать в своей DAW уникальный синтезаторный звук, который станет главным мелодическим элементом его последнего deep house трека. Он может использовать такой синтезатор, как Serum от Xfer Records, для создания уникального лида с помощью комбинации волновых таблиц и эффектов или использовать коллекцию записанных на заказ сэмплов, пропущенных через механизм гранулированных эффектов, чтобы создать нечто более органичное.

Flying Lotus (Стив Эллисон) — отличный пример продюсера, который использует саунд-дизайн для создания своей музыки, не соответствующей жанру.

«Cosmogramma» — один из моих любимых электронных альбомов XXI века, поскольку в нем сочетаются элементы джаза, хип-хопа и электронной музыки. Во время записи альбома мать Эллисона тяжело заболела. Пока она находилась в больнице, он решил принести в палату матери набор микрофонов и звукозаписывающую аппаратуру, чтобы записать аудиосэмплы с мониторов жизненных показателей и респираторов, которые впоследствии будут использованы в заключительном треке альбома, «Galaxy in Janaki».

Хотя это был, безусловно, нетрадиционный (и потенциально странный) поступок, он отметил, что «не хотел забывать пространство», скорбя о смерти своей матери. Эти звуки стали важной частью этого трека.

Звуковой дизайн в кино и телевизионных постановках

В кино и на телевидении саунд-дизайнеры играют ключевую роль в улучшении визуального повествования.

Будь то скрип двери, усиливающий напряжение в фильме ужасов, или отдаленный раскат грома, задающий тон надвигающейся буре, профессиональные звукорежиссеры тщательно создают и подбирают звуки, чтобы они гармонично сочетались с визуальными эффектами на экране.

Одним из ярких примеров этого является фильм 1993 года «Парк Юрского периода», в котором звукорежиссер Гэри Райдстром оживил доисторических существ, создав реалистичный рев динозавров. По словам Райдстрома, культовый рев Ти-Рекса был составлен из различных звуков животных, включая рычание тигра, визг детеныша слона и бульканье аллигатора.

Звуковой дизайн в видеоиграх

В индустрии видеоигр звукорежиссерам приходится создавать целые миры с нуля, чтобы обеспечить игрокам захватывающие слуховые ощущения.

Каждый звук — от эха шагов до взрывного грохота корабельной пушки XVIII века, стреляющей вдалеке, — это строительный блок.

Вспомните постапокалиптическую игру «The Last of Us», в которой для создания ужасающей атмосферы используются едва уловимые отголоски далекой дикой природы и призрачная атмосфера заброшенных городов. Конечно, те, кто играл в эту игру, знают, что даже эти звуковые эффекты не сравнятся с завораживающей гитарной темой Густаво Сантаолаллы.

Звуковой дизайн в области пользовательского опыта (UX)

Саунд-дизайнеры также сотрудничают с разработчиками продуктов, создавая звуки для UX и других реальных приложений.

Тот звук, который вы слышите в смартфоне, когда отправляете электронное письмо, — это работа звукового дизайнера. То же самое можно сказать и о физической среде, например о лифтах, где вы слышите небольшой звон, сообщающий о том, что вы прибыли на этаж или что пора входить новым пассажирам.

Звуковой дизайн в театре

И последнее, но не менее важное, — звуковое оформление живых театральных представлений. Как я уже упоминал, сценические звуковые эффекты существуют уже тысячи лет, но благодаря более совершенным технологиям, чем когда-либо прежде, у дизайнеров живого звука гораздо больше возможностей, чем у древних греков и римлян.

Помимо культовой партитуры Элтона Джона и Тима Райса в бродвейской постановке «Короля Льва», вы услышите использование иммерсивных звуковых ландшафтов африканской саванны и звуков животных, которые вместе создают мир, в который зрители могут погрузиться.

Создайте свой первый звук

Отличный саунд-дизайн требует сложного танца между различными элементами звукового оформления.

Чтобы стать мастером создания и обработки звука, нужно понимать, как эти элементы взаимодействуют друг с другом. Давайте рассмотрим несколько составных элементов саунд-дизайна и различные инструменты, которые можно использовать для создания новых звуков.

1. Выбор подходящего инструмента для создания звукового дизайна

Приступая к работе над звуковым дизайном, первым делом найдите инструмент, который вам больше всего подходит.

Как только вы определите, какой звук вы хотите создать, вы можете спросить себя: «Какой источник звука я могу использовать для создания этого звука?».

Синтезаторы

Синтезаторы незаменимы в мире звукового дизайна.

С помощью волновых форм, осцилляторов и эффектов вы можете формировать и изменять звуки по своему усмотрению.

Существует также несколько стилей синтеза, каждый из которых обладает уникальным тембром, наилучшим образом подходящим для различных проектов.

Например, в аналоговых синтезаторах есть определенная теплота, которую трудно воспроизвести в других устройствах. Звуки Minimoog или Juno-60 прекрасно передают сущность ушедшей эпохи, что идеально подходит для тех случаев, когда вы хотите придать «винтажный» оттенок вашим пользовательским звукам.

Послушайте новаторский альбом Kraftwerk 1974 года «Autobahn», в котором группа использовала смесь аналоговых синтезаторов, включая знаменитые ARP Odyssey и Minimoog, чтобы создать 22-минутное музыкальное произведение, имитирующее езду по немецкому автобану.

Сэмплеры

Норвежский эмбиент-электронщик Гейр Йенссен, более известный под псевдонимом Biosphere, включает в свои композиции необработанные полевые записи из окружающего его природного мира.

Его знаменитый альбом 1997 года «Substrata» объединяет атмосферные звуковые ландшафты с записями природного мира, включая ветер, воду и пение птиц, создавая уникальное погружение в звуковой мир.

Более современный пример — музыкальный продюсер Ableton Роб Лейт, который использует сэмплированные записи элементов в своей студии для создания полноценных треков.

Полевые регистраторы

Выходить за пределы студии — занятие не для всех, но использование пользовательских полевых записей в музыке — один из моих любимых способов придать музыке и аккомпанементу органичный и аутентичный трехмерный характер.

Британский звукорежиссер Крис Уотсон — один из самых влиятельных пионеров полевой записи в истории, наиболее известный своими иммерсивными записями мира природы. Он был одним из основателей Cabaret Voltaire, экспериментального музыкального проекта 1970-80-х годов.

Посмотрите на видео выше, чтобы увидеть, как Уотсон подходит к захвату окружающих звуков и использованию их в своей работе.

2. Настройте основополагающие элементы

После того как вы нашли нужный инструмент для создания звуков, следующим шагом в вашем алхимическом путешествии станет настройка этих звуков для достижения вашей цели.

Понимание волновых форм

В лабиринте звукового дизайна на основе синтезатора выбор правильной отправной точки имеет решающее значение.

Вам нужно выбрать форму волны, схожую по тембру с желаемым конечным результатом.

Независимо от того, хотите ли вы добиться мягкого удара чистого кик-барабана или модулированного жужжания лазерной пушки, правильная форма волны задаст нужную сцену.

Однажды мне поручили создать далекий, потусторонний эмбиентный звук для короткометражного научно-фантастического фильма, и я решил начать с синусоиды. Синусоидальные волны известны своей чистотой, что делает их идеальной основой для других слоев, особенно если вы хотите получить что-то более загадочное.

Конечно, все основные формы волны — синусоидальная, квадратная, пилообразная и треугольная — отличаются друг от друга.

Каждый из них обладает характерным звуковым почерком, и для саунд-дизайнера важно научиться различать их уникальные качества.

Я рекомендую потратить некоторое время на то, чтобы погрузиться в чистые тона каждой формы волны, чтобы вы могли начать различать их в звуках, которые вы слышите в своих любимых песнях или звуковых ландшафтах.

Треугольные волны гораздо мягче квадратных, хотя и немного богаче синусоидальных. Пилообразные волны представляют собой нечто среднее между ними, и так далее. Думайте об этом процессе, как если бы вы были художником, изучающим, как различные основные цвета сочетаются друг с другом для создания более изысканных текстур.

Деконструкция сложных звуков

Настоящий вызов возникает, когда вы сталкиваетесь с реинжинирингом сложных звуков, таких как звук футуристической лазерной пушки.

Когда передо мной ставят задачу создать определенный звук, мне нравится думать о нем как о головоломке. Я пытаюсь определить и изолировать ключевые отдельные слои, отвечающие за атаку, задержку и освобождение звука.

Например, давайте посмотрим, как звукорежиссер Бен Бертт создал культовый звук светового меча из » Звездных войн».

Холостой гул, который является основным шумом светового меча, возник из двух сцепленных моторов проектора и гула старой трубки телевизора. Что касается звука столкновения, то, когда два световых меча сходились в бою, Берту требовалось атаковать, поддерживать и отпускать.

Для атаки он использовал звук палки, воткнутой в сухой лед, а для задержки и отпускания — звук пылесоса.

3. Придайте форму конверту

Когда у вас есть исходные материалы, вы можете начать играть с амплитудными огибающими.

Амплитудная огибающая звука — это то, как он изменяется во времени, включая атаку, затухание, задержку и отпускание.

Когда вы будете создавать новый звук, вам придется задавать себе такие вопросы, как:

Хочу ли я, чтобы звук был сильным и мгновенным, или же я хочу, чтобы он разворачивался постепенно?

Должен ли он быстро исчезнуть или плавно затухнуть?

От того, как вы настроите огибающую амплитуды, будут зависеть ответы на эти вопросы.

Давайте вкратце рассмотрим эти основные характеристики конвертов:

  • Атака — Время атаки — это время, которое требуется звуку, чтобы достичь максимальной амплитуды. Атака удара по барабану и смычка по скрипичной струне сильно отличаются. Если вы хотите воссоздать столкновение двух мечей, вам подойдет звук с резкой, металлической атакой.
  • Затухание — фаза затухания наступает сразу после того, как звук достигает максимальной амплитуды, и определяет, сколько времени ему потребуется, чтобы опуститься обратно до своего уровня устойчивости. Мне нравится думать здесь о резонансе. Например, если я сыграю ноту на маленьком пианино в стиле салун, а затем сыграю ту же ноту на большом рояле, я получу больше затухания от рояля, благодаря дополнительному резонансу корпуса.
  • Сустейн (Sustain) — эта часть звука сосредоточена на уровне громкости, который он сохраняет при удержании. Возвращаясь к примеру со столкновением мечей, можно сказать, что сустейн будет довольно быстрым, если только не будет долгого «пинга» от вибрации двух металлов, ударяющихся друг о друга.
  • Отпускание — Отпускание — это время, необходимое для затухания ноты от уровня сустейна до полной тишины. Хотите ли вы, чтобы звук затянулся или стал ударным?

Понимание ADSR имеет ключевое значение при создании звуковых эффектов и текстур, но это не последний шаг.

4. Добавить модуляцию

В живом мире звук не статичен. Он движется и модулируется. То же самое должно происходить с музыкой и звуковыми эффектами, которые вы создаете.

Лучший способ взять статичные звуки и сделать их более интересными — добавить модуляцию.

По сути, вы хотите изменить одно или несколько свойств данного звука или формы волны с течением времени, будь то тонкие сдвиги высоты тона или изменение частотного содержания.

Когда вы слушаете звуки, которые хотите воссоздать, вам нужно определить, какие элементы этого звука меняются с течением времени.

Слышите ли вы изменения высоты тона?

Меняется ли громкость от момента к моменту?

Имеются ли фильтры или генераторы гармоник, вносящие новое частотное содержание?

Процесс модуляции не обязательно должен быть очевидным. Вы можете тонко вводить изменения высоты тона и частоты, регулируя ручки или ползунки на синтезаторе или процессорах эффектов. Это можно делать либо вручную, либо с помощью низкочастотных генераторов (LFO), которые обеспечивают более ритмичный и предсказуемый стиль модуляции.

Как саунд-дизайнер, вы можете использовать такие параметры, как скорость, интенсивность или тип формы волны, чтобы изменить то, как звук развивается с течением времени.

Чтобы воплотить эту стратегию в жизнь, я рекомендую поэкспериментировать с автоматизацией в вашей DAW. Вы можете взять звук и нарисовать пользовательские огибающие модуляции, чтобы придать ему движение и энергию.

5. Применить эффекты

Последняя и зачастую самая захватывающая часть процесса создания звука — добавление эффектов. Здесь вы полностью преобразуете звук, с которым работаете, и создаете нечто по-настоящему особенное.

Большинство саунд-дизайнеров обладают огромным арсеналом эффектов, как аппаратных, так и программных, и многие построили уникальные сигнальные цепи для передачи глубины, пространства и текстуры в различных стилях.

С помощью тщательно подобранной последовательности эффектов вы можете превратить один аудиосигнал в полноценный опыт.

Основная цель аудиоэффектов — воссоздать психоакустические явления. Возьмите какое-нибудь место или место, где вы находитесь, и подумайте обо всех элементах, которые работают вместе, чтобы создать звуки в этом месте.

Обширность звука, который вы слышите в каньоне, зависит от расстояния между твердыми поверхностями и количества повторов эха, в то время как звук голоса, говорящего с вами по телефону, зависит от резонанса полосового фильтра и небольшой насыщенности.

Существует четыре основных типа эффектов, которые мы используем в звуковом дизайне, каждый из которых обладает определенными возможностями.

  • Эффекты, основанные на времени: Реверберация и задержка формируют временное измерение, создавая у слушателей иллюзию пространства и глубины.
  • Эффекты модуляции: Хорус, фазер, фленджер, тремоло и эффекты автоматического панорамирования придают звукам движение и характер.
  • Фильтры: Фильтры низких, высоких и полосовых частот позволяют формировать частотный спектр звуков.
  • Динамические эффекты: Компрессия и насыщенность позволяют управлять динамической интенсивностью звуков, добавляя при этом уникальные тембральные характеристики.

Допустим, мы хотим создать космическое, научно-фантастическое атмосферное звучание.

Я бы начал с базового синтезаторного пэда и применил щедрое количество реверберации. Поскольку мы находимся в космосе, хвост реверберации должен быть довольно длинным (я знаю, что в космосе нет звука, поэтому, пожалуйста, потерпите меня и не будьте клавиатурным воином). Вы даже можете поэкспериментировать с параметром diffusion, чтобы немного смешать отражения вместе и сделать реверберацию более густой.

Чтобы еще больше усилить ощущение пространства, можно добавить эффект задержки. Чем больше время задержки, тем более обширным будет казаться звук.

Чтобы звучание было более потусторонним, после задержки и реверберации в цепочке можно поместить эффект модуляции, например хорус или фазер, чтобы придать ему движение.

Конечно, я бы не постеснялся изменить порядок цепочки сигналов, чтобы посмотреть, какие еще результаты я получу, или автоматизировать параметры внутри каждого эффекта, чтобы добавить еще больше движения.

10 дополнительных советов по улучшению звукового оформления

Теперь, когда вы имеете достаточно полное представление о различных стратегиях и эффектах, которые использует саунд-дизайнер, чтобы создать новый звук или звуковой ландшафт для песни, фильма, игры или продукта, давайте рассмотрим несколько советов и техник, которые могут продвинуть вашу игру в области саунд-дизайна дальше.

1. Текстуры стеков и звуки слоев

Складывание текстур и наслоение звуков — отличный способ придать звукам глубину. Комбинируя различные элементы, вы можете создавать составные звуки, которые являются чем-то большим, чем сумма их частей.

Звучание грубой, искаженной гитары с октавным питчем на фоне тонкого, но широкого эмбиентного синтезатора может сделать оба звука более интересными.

2. Используйте эффект Хааса

Эффект Хааса — это тонкий, но мощный способ придать звуку ощущение ширины. Когда вы слегка задерживаете один канал стереосигнала, это заставляет его звучать шире. Это замечательный инструмент для того, чтобы взять иначе центрированные звуки и распространить их «за пределы колонок».

3. Не добавляйте элементы, если микс не работает

Стремясь к совершенству, музыкальные продюсеры и композиторы нередко постоянно добавляют новые элементы, если обнаруживают, что их микс не работает.

Я бы призвал вас распознавать, когда у вас появляется такая склонность, и не поддаваться искушению завалить свой микс хламом. Вместо этого сосредоточьтесь на доработке и оптимизации того, что у вас уже есть. Качество превыше количества — вот мантра, поэтому так важно выбирать элементы с осторожностью.

4. Молчание — ваш друг

Мы часто недооцениваем силу тишины в звуковом дизайне, что парадоксально, ведь она существует в нашем повседневном языке.

Когда мы ставим точку в конце предложения, это дает читателю или слушателю возможность перевести дух и осмыслить только что услышанное. То же самое должно происходить с музыкой и звуковым оформлением.

Стратегически грамотно включив тишину в процесс создания, мы можем создать моменты напряжения, благодаря чему основные звуки будут казаться более впечатляющими.

5. Всегда экспериментируйте с реверсом

Хотя обратным эффектом легко злоупотребить, иногда это именно то, что нужно, чтобы сделать звук более интересным.

Будь то реверсивный треск тарелок, изображающий звук закрывающейся двери шлюза, или реверсивный вокал с реверберацией позади сухого вокала, чтобы придать ему призрачное звучание, — эксперименты с реверсированием звука могут открыть бесконечное множество уникальных возможностей.

6. Записывайте звуки как можно чаще

Один из лучших способов сделать ваш саунд-дизайн более аутентичным — записывать звуки при любой возможности. У вас постоянно есть небольшое записывающее устройство (ваш смартфон). Почему бы не использовать его, записывая органичные звуки окружающего мира и манипулируя ими в DAW в дальнейшем?

В одну из своих недавних песен, «Under the Sun», я включил запись птиц моего соседа и залил звук сильной дозой реверберации, чтобы создать впечатление, будто они летят через каньон.

7. Воспользуйтесь шумом

Хотя мы часто думаем о шуме как о чем-то нежелательном в наших миксах, он может быть невероятно мощным союзником в звуковом дизайне.

Экспериментируйте с различными типами шума — белым, розовым или даже гранулированным — чтобы добавить текстуру, характер и сложность вашим звукам.

8. Используйте полное стереополе

Если вы не используете стереополе справа налево, вы упускаете множество возможностей.

Создание трехмерного пространства требует аккуратности, ведь нужно распределить элементы таким образом, чтобы они дополняли, а не маскировали друг друга.

Для этого также необходим контраст. Чтобы звук создавал ощущение ширины, нам нужен узкий звук для контраста с ним. Экспериментируйте с перемещением звуков в трехмерном поле и используйте эффекты вроде автопанорамирования для создания случайности.

9. Контраст — это ключ

За пределами стереополя контраст одинаково важен во всех аспектах звукового дизайна.

Без мягкого не может быть громкого, а без мягкого не может быть резкого.

Используя различные ароматы в процессе приготовления, вы сможете создать более динамичный рецепт.

10. Оставайтесь организованными

Последний совет — не творческий, а скорее практический.

Процесс создания звука может быть хаотичным, и лучший способ сохранить ощущение порядка — это оставаться организованным.

Убедитесь, что ваши дорожки и элементы правильно обозначены, разложите звуки и эффекты по легкодоступным папкам, используйте шаблоны и готовые цепочки эффектов в DAW, чтобы в момент вдохновения вы могли сразу же приступить к работе, а не тратить мозги на поиски того самого искаженного звукового файла, который, как вы могли поклясться, был у вас в арсенале.

Заключительные размышления

Чтобы стать отличным саунд-дизайнером, требуются годы практики, однако знание уникальных техник микширования и экспериментальной записи, которые используют саунд-дизайнеры, будь то в музыкальном производстве, звуковом оформлении фильмов, телевизионном производстве или видеоиграх, может дать вам фору в создании собственных оригинальных звуков.

Бесконечные звуковые ландшафты только и ждут, чтобы вы их смешали, обработали, смешали и обработали. Запечатлейте его.

Кнопка "Вернуться к началу"